Фестиваль «БурмагинФест» завершился в Вологде. Проект связан с именами знаменитых вологодских художников-графиков Николая и Генриетты Бурмагиных, продолживших сформированную в начале прошлого столетия традицию гравюрного дела, ксилографии и экслибриса. Фестиваль проводится с 2022 года. Реализует проект Центр поддержки предпринимательства Администрации Вологды.

В этом году слоганом и главной темой события был «Город графики и графика города». Действительно, на два дня – 13 и 14 июля – на набережной Вологды раскинулся настоящий город со своими улицами и аллеями.

На Экслибристком переулке расположилась выставка экслибрисов из коллекции Вологодской областной картинной галереи. Рядом свой идеальный город построили художник-керамист, экспозиционер галереи «Красный мост» Иван Беляев и директор галереи «Красный мост» Яна Шемякова. Инсталляция «Идеальный город: взгляд сквозь толпу» представляла собой шатер, населенный бумажными людьми. По словам Яны Шемяковой, шатер отсылает к Скинии собрания (походный храм иудеев) и небесному Иерусалиму. В то же время бумажная основа инсталляции может быть намеком на бумажную архитектуру – проекты-утопии, оставшиеся невоплощенными.

«В шатре у нас собраны идеальные люди. И чтобы почувствовать себя частью этого идеального общества, нужно туда проникнуть. Пока мы туда пробираемся, мы, конечно, будем нарушать их идиллию, рвать их, ломать, и это абсолютно нормально, потому что все мы не идеальны. То есть мы предполагали, что люди станут заходить внутрь и смотреть, и сделали все возможное, чтобы наши идеальные человечки при этом рвались. Но оказалось, что никому не хочется быть частью идеального общества: все очень аккуратно проходят, перешагивая, перепрыгивая через верёвочки так, чтобы идеальный город остался в нетронутом виде – в проекте», – отметила Яна Шемякова. 

 

В своей лекции искусствовед проследила историю утопий и представлений об идеальном городе от мифа о «Золотом веке» до современных экогородов.

На протяжении двух дней фестиваля проходили мастер-классы по печатной графике. Вологжане работали с трафаретами, украшали шопперы элементами фирменного стиля фестиваля, создавали линогравюры и мультфильмы.

БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024

В режиме нон-стоп проходил лекторий на главной сцене. О городе в графике вологодских художников рассказала главный хранитель фондов областной картинной галереи Любовь Соснина, жизнь больших американских городов первой половины ХХ века в работах художников показал исследователь печатной графики и коллекционер Валерий Бо. Вологжане увидели необычный проект петербургского художника Алексея Парыгина «Город как субъективность», где графика звучит и движется, а от эксперта из Самары Дарьи Волковой узнали о том, как авангардисты влияли на пространство городов, и как пространство влияло на них.

БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024Любовь СоснинаСергей ПтухинОрганизатор фестиваля Валерия ЦерцвадзеБурмагинФест 2024Алексей ПарыгинВалерий БоМария ПравдинаБурмагинФест 2024

В завершение фестиваля художники вместе с вологжанами создали оттиски города в технике монотипии под музыку Reddy Sample. Ведущим этого действа выступил архитектор Михаил Приемышев. В перформансе приняли участие художники из разных уголков страны: Александр Лаптев (Москва), участница студии Printnonstop Наталья Кумалагова (Москва), Дана Макаридина (Санкт-Петербург, Москва), создавшая визуальное оформление фестиваля в этом году, Эфир (Вологда) и юные художники Антон и Маша Приемышевы (Вологда).

БурмагинФест 2024Михаил ПриемышевБурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024БурмагинФест 2024

Типографской краской на пластиковых листах они изобразили свои впечатления от города, фестиваля, уходящего дня. Свой след в виде отпечатков рук и ног с разрешения авторов оставили на работах и вологжане. Изображения с пластика были перенесены на полотна. Параллельно с процессом создания картин зрителям давалась возможность высказаться о том, что такое для них город, архитектура, культурный код.
Теги: бурмагинфест, графика
Алина Махлина

Новости по теме