Фестиваль «БурмагинФест» завершился в Вологде. Проект связан с именами знаменитых вологодских художников-графиков Николая и Генриетты Бурмагиных, продолживших сформированную в начале прошлого столетия традицию гравюрного дела, ксилографии и экслибриса. Фестиваль проводится с 2022 года. Реализует проект Центр поддержки предпринимательства Администрации Вологды.
В этом году слоганом и главной темой события был «Город графики и графика города». Действительно, на два дня – 13 и 14 июля – на набережной Вологды раскинулся настоящий город со своими улицами и аллеями.
На Экслибристком переулке расположилась выставка экслибрисов из коллекции Вологодской областной картинной галереи. Рядом свой идеальный город построили художник-керамист, экспозиционер галереи «Красный мост» Иван Беляев и директор галереи «Красный мост» Яна Шемякова. Инсталляция «Идеальный город: взгляд сквозь толпу» представляла собой шатер, населенный бумажными людьми. По словам Яны Шемяковой, шатер отсылает к Скинии собрания (походный храм иудеев) и небесному Иерусалиму. В то же время бумажная основа инсталляции может быть намеком на бумажную архитектуру – проекты-утопии, оставшиеся невоплощенными.
«В шатре у нас собраны идеальные люди. И чтобы почувствовать себя частью этого идеального общества, нужно туда проникнуть. Пока мы туда пробираемся, мы, конечно, будем нарушать их идиллию, рвать их, ломать, и это абсолютно нормально, потому что все мы не идеальны. То есть мы предполагали, что люди станут заходить внутрь и смотреть, и сделали все возможное, чтобы наши идеальные человечки при этом рвались. Но оказалось, что никому не хочется быть частью идеального общества: все очень аккуратно проходят, перешагивая, перепрыгивая через верёвочки так, чтобы идеальный город остался в нетронутом виде – в проекте», – отметила Яна Шемякова.
В своей лекции искусствовед проследила историю утопий и представлений об идеальном городе от мифа о «Золотом веке» до современных экогородов.
На протяжении двух дней фестиваля проходили мастер-классы по печатной графике. Вологжане работали с трафаретами, украшали шопперы элементами фирменного стиля фестиваля, создавали линогравюры и мультфильмы.
В режиме нон-стоп проходил лекторий на главной сцене. О городе в графике вологодских художников рассказала главный хранитель фондов областной картинной галереи Любовь Соснина, жизнь больших американских городов первой половины ХХ века в работах художников показал исследователь печатной графики и коллекционер Валерий Бо. Вологжане увидели необычный проект петербургского художника Алексея Парыгина «Город как субъективность», где графика звучит и движется, а от эксперта из Самары Дарьи Волковой узнали о том, как авангардисты влияли на пространство городов, и как пространство влияло на них.
В завершение фестиваля художники вместе с вологжанами создали оттиски города в технике монотипии под музыку Reddy Sample. Ведущим этого действа выступил архитектор Михаил Приемышев. В перформансе приняли участие художники из разных уголков страны: Александр Лаптев (Москва), участница студии Printnonstop Наталья Кумалагова (Москва), Дана Макаридина (Санкт-Петербург, Москва), создавшая визуальное оформление фестиваля в этом году, Эфир (Вологда) и юные художники Антон и Маша Приемышевы (Вологда).
Типографской краской на пластиковых листах они изобразили свои впечатления от города, фестиваля, уходящего дня. Свой след в виде отпечатков рук и ног с разрешения авторов оставили на работах и вологжане. Изображения с пластика были перенесены на полотна. Параллельно с процессом создания картин зрителям давалась возможность высказаться о том, что такое для них город, архитектура, культурный код. Теги: бурмагинфест, графика