ХХI Международный фестиваль джаза, блюза и этномузыки «Блюз на веранде» открылся накануне в Консисторском дворе Вологодского кремля.

Погода импровизировала вместе с музыкантами, сменяя солнце на кратковременные дожди, но ни один зритель не покинул зал под открытым небом. В первом отделении с Виктором Колесовым и его «Петрович-бэндом» вологжане вспоминали 90-е и пандемию. Вместе с коллективом на сцену вышел вологодский саксофонист Сергей Кузнецов.

Во втором отделении русскими романсами и советскими хитами в джазовой обработке удивила одна из хэдлайнеров фестиваля, московская певица, заслуженная артистка России Нина Шацкая, выступавшая вместе с пианистом и джазовым композитором Андреем Разиным. Певица выступила в Вологде впервые и была очарована красотой города. Гостью поразил Музей кружева, а вологодская сметана стала самой любимой.

Нина Шацкая принимала участие в программе «Романтика романса», в шоу «Голос» соревновалась в команде Димы Билана. По словам певицы, романсы и джаз соединились в ее репертуаре естественным образом. Вначале Нина хотела петь танцевальные песни, как и многие ее сверстницы, но по мудрому совету наставников оттачивала исполнительское мастерство на классических романсах. А джаз у певицы, можно сказать, в крови.

«Я родом из Рыбинска и выросла в семье джазового музыканта Аркадия Шацкого. Его оркестр «Радуга» вошел в энциклопедию советского джаза. Коллектив в 1983 году поставил рекорд на студии записи «Мелодия», когда за три смены за 12 часов был записан диск-гигант джазовых стандартов», – рассказала Нина Шацкая.

Композицию Джорджа Гершвина «Любимый мой» она посвятила своему отцу. Поддержать артистку приехал ее супруг – действующий советник президента, главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев. В 1990-е годы - начале 2000-х он сам занимался организацией больших праздников в Москве, в Лужниках. Павел Николаевич отметил, что вологодский фестиваль проводится в удивительном месте.

Кульминацией первого дня «Блюза» стало выступление народного артиста России Игоря Бутмана и его знаменитого квинтета. Коллектив неожиданным образом интерпретировал знакомые с детства песни из мультфильма «Бременские музыканты», а также «Вологду» «Песняров». Прозвучали и зарубежные композиции.

В качестве ведущего фестиваля впервые был приглашен главный редактор сетевого журнала «Джаз.ру» Кирилл Мошков. Издание в прошлом году отметило 25-летие. Создал его в 1997 году московский математик и джазовый энтузиаст Пётр Ганнушкин, а в следующем году издание уже возглавил член всемирной Ассоциации джазовых журналистов Кирилл Мошков. По его выражению, музыка на него напала и не отпускала. Обучение на скрипке не принесло своих плодов, и классического музыкального образования у Кирилла Мошкова нет. В 14 лет он взял в руки гитару, потом бас-гитару и, как он говорит, «понеслось». Более 10 лет Кирилл играл в блюзовой группе, что позволяет ему смотреть на то, что происходит на сцене, и писать об этом, понимая процесс изнутри.

Исходя из опыта специалист выделяет три уровня понимания джаза.

«Первый слой – это когда приходишь на концерт и думаешь: «Как здорово, я хочу это слушать». Есть люди, которые на этом уровне остаются. Музыка на них обрушивается, и они воспринимают её эмоционально, энергетически. Второй уровень восприятия, когда слушатели уже немножко понимают, что происходит на сцене. Они слушали других музыкантов, собирали какие-то записи и чувствуют, что сейчас будет солировать саксофон в определённой форме, и его соло занимает определённое количество единиц времени. Слушатель не обязан знать, что это называется квадрат, но он понимает, что соло развивается. Ну а третий уровень, когда человек слушает и слышит, что в этом месте исполнитель гармонические настройки «навернул», так как здесь не такая гармония в оригинальной теме, на которую он импровизирует. А тут у него пошло интересное динамическое развитие», – объяснил Кирилл Мошков.

С 2019 года он преподает курс истории стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Также журналист популяризирует это направление на открытых площадках. Кирилл Мошков провел уже больше 150 джазовых фестивалей по всей стране.

«Джазовая сцена в России держится именно на джазовых фестивалях. В каждом регионе публика встречается с артистами, артисты встречаются с публикой и, что немаловажно, артисты встречаются друг с другом. «Блюз на веранде» – это фестиваль с большим опытом, с традициями, фестиваль, который умеет свести музыкантов друг с другом, предоставить им сцену и возможность общения, которое даже не требует того, чтобы они говорили на одном языке. Ведь джазовые музыканты владеют общим исполнительским языком. У каждого, конечно, своё творческое лицо, но они могут сказать музыкой то, что говорят словами. Именно это мы видим на джазовых фестивалях. Именно это и привлекает публику – разговор между музыкантами, который существует только здесь и сейчас и никогда не повторится», – отмечает Кирилл Мошков.

Программу фестиваля «Блюз на веранде» сегодня продолжат Тим Дорофеев и «Арт-Ансамбль» из Архангельска с миксом из разных стилей и направлений музыки, кубино-российский джем-проект «Join Trip» и Вадим Иващенко с трибьют-проектом, посвященным творчеству Карлоса Сантаны.

Закрытие фестиваля состоится 12 июля. Программу можно посмотреть здесь.

6+
Теги: Блюз на веранде, Игорь Бутман
Алина Махлина

Новости по теме