Мозаика, росписи, фрески, сграффито, маркетри, масляная и акриловая живопись, металлические и деревянные инсталляции – выставка «Время собирать» стала практически прикладной энциклопедией по современному монументальному искусству. В музейном центре «Дом Корбакова» свои работы представили восемь художников из творческого объединения «Пространство». Это Анастасия Дорогова, Анастасия Евстратова, Мария Копысова, Ирина Ардова, Алина Мальцева, Анна Котельникова, Александра Мартиросова и Эдуард Мишкин.
Все они выпускники Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова и познакомились друг с другом именно во время учебы. Их сплотила идея улучшения окружающей среды с помощью монументального искусства. Творческое объединение существует уже четыре года. Сегодня художники создают уникальные произведения, вписанные в архитектуру, кроме того, в их творческом багаже уже несколько совместных выставок в разных городах России. Участники объединения работали над такими проектами, как оформление собора Казанской иконы Божией матери в Казани, храма Св. Саввы в Белграде. Они занимались росписью детских больниц и образовательных учреждений в рамках проекта «Настенная энциклопедия живописи», участвовали в реставрации росписей Московского государственного театра эстрады, павильонов ВДНХ в Москве. За свою деятельность художники получили награды и благодарности Российской академии художеств.
В Вологду художники привезло 60 работ. В Доме Корбакова посетители смогут увидеть большое разнообразие техник, жанров и материалов – в своих работах художники использовали металл, глину, камень, смальту и дерево.
«Монументальные работы в архитектуре всегда «живут» в пространстве, здесь же у нас музейный зал, поэтому мы представили фрагменты в той или иной технике, чтобы показать ее суть. Мы старались сделать выставку объемной по наличию материалов, и в тоже время гармоничной, потому что нужно было сочетать не только работы разных авторов, но и разных техник, – рассказала участница объединения «Пространство» Анастасия Дорогова. – Большую часть выставки занимает мозаика. Это очень модное сегодня направление, потому что какое бы ты изображение не взял, если работаешь с натуральным камнем и со смальтой, то уже за счет материала все будет очень красиво. И выставка получилась также очень яркой и насыщенной».
Единственный в команде творческого объединения мужчина Эдуард Мишкин представил в экспозиции «брутальное» направление: он работает в очень редкой на сегодня технике травления металла. В одном из залов центральное место отведено его объемно-пространственной композиции из металла с освещением. Это проект художника — масштабный светильник, созданный для станции метро «Селигерская» в Москве, на выставке представлен лишь его фрагмент. Еще один проект для станции метро – масштабное панно в виде парадного портрета известного полководца Александра Суворова.
Среди редких техник монументального искусства – маркетри, это вид мозаики, где живописность работы достигается за счет сочетания тончайшего шпона разных пород дерева. Это довольно кропотливая работа с листами разных пород дерева и разной фактуры, которые необходимо не только вырезать и подобрать по цветовой гамме в нужную композицию, но и потом приклеить, несколько раз отшлифовать до получения «бархатного» эффекта и нанести несколько слоев лака. Эту трудоемкую и сложную технику освоила Анна Котельникова. На выставке можно увидеть две ее работы в технике маркетри. Но на этом творческий процесс не остановился – и из километров тонкой ленты шпона у Анны родилась серия из трех композиций «Заговорные травы», которая тоже вошла в экспозицию.
Еще одна необычная техника – сграффито. Это послойное чередование известняково-песчаных слоев с цементом. Сначала кладется один слой – сырой, и чуть он подсохнет, к нему добавляется еще один или два слоя, рисунок получается из-за разной глубины вырезания слоев, а потом инкрустируется. В этой технике очень важна скорость, чтобы цемент не успел затвердеть полностью. В советское время эта техника использовалась для оформления зданий.
Произведения монументального искусства «живут» в активной пространственной среде, наполненной самыми разнообразными звуками. Чтобы воссоздать эту обстановку, художники подготовили и аудио оформление выставки – прогуливаясь в залах Дома Корбакова, посетители услышат звуки улиц. Задумки художников располагают и самих гостей выставки на творчество: специальные инсталляции из деревянных фигур можно смело не только разрисовывать, но и разбирать, строить свои, меняя местами блоки.
«Вологжанам, конечно, монументальное искусство знакомо благодаря сохранившейся в нашем городе мозаике советских времен на стенах некоторых зданий. На этой выставке мы показываем все его разнообразие. Если отдельные произведения попадались в совместных выставках в картинной галерее, то в таком объеме и масштабе мы представляем монументальное искусство в наших залах впервые. Мы знакомим посетителей с творчеством московского объединения молодых креативных художников «Пространство». Экспозиционное решение было продумано ими заранее специально под выставочные залы Дома Корбакова. Площадка выбрана неслучайно, Владимир Николаевич очень любил молодых смелых художников, он всегда активно общался с молодыми авторами. Замечательно, что сами художники представили свое творчество нашим гостям, открыли новый арт-объект «Полет над лесом» во дворике картинной галереи , провели несколько мастер-классов по мозаике для детей и взрослых, которые смогли сами понять, как рождаются такие работы», – рассказала куратор выставки Юлия Горелькова.
Выставка будет работать до 1 сентября в Доме Корбакова (г. Вологда, ул. Октябрьская, 13). Вход по билету, действует Пушкинская карта.
6+