Сегодня, 21 октября, Музей-квартира Василия Белова отмечает юбилей: 10 лет назад, в день рождения писателя, филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника открыл двери для посетителей.
В квартире по улице Октябрьской, 10, литератор жил с 1987 года. Здесь были написаны его романы «Год великого перелома», «Час шестый», «Повесть об одной деревне», «Бухтины вологодские», автобиографическая повесть «Невозвратные годы», воспоминания о Василии Шукшине «Тяжесть креста», пьесы, многие рассказы.
За 10 лет существования музея-квартиры его фонды пополнили около 2000 экспонатов. Всего коллекция музея насчитывает почти 9000 предметов. Большинство из них были переданы еще при открытии, но продолжают поступать и до сих пор.
«Новые предметы чаще не встраиваются в экспозицию, поскольку это мемориальное пространство. Фотографии, рукописи, письма отправляются в архив, так как имеют свойство выцветать. Даже книги нуждаются в особых условиях хранения, поэтому они убираются в шкафы. Прежде чем стать частью коллекции музея, предмет попадает на экспертизу на определение его исторической, культурной, художественной, научной ценности – это обоснование включения в музейный фонд Российской Федерации», – рассказала хранитель фондов музея Ксения Соколова.
За время работы музеев накапливаются не только экспонаты, но и истории с ними связанные. Совместно с сотрудниками музея в честь 10-летия мы отобрали 10 любопытных экспонатов и их историй:
1. Одно из последних поступлений музея – 34 эскиза костюмов к спектаклю по пьесе Василия Белова «Александр Невский» Ленинградского театра драмы имени Пушкина (Александринский театр). Постановка с этими костюмами так и не была показана. Но сохранилось более 200 эскизов костюмов и 1000 разнообразных деталей к ним, в том числе оружие русских, татаро-монгольских и западноевропейских воинов. Часть их передала музею автор, сценограф из Санкт-Петербурга Кира Добрякова.
2. Рукописное стихотворение Василия Белова, адресованное художнику Валерию Страхову. Писатель брал у Валерия Николаевича уроки живописи, ездил с ним на этюды и называл своим учителем. В стихотворении есть строки «Скажи мне, Страхов, где ошибка и что такое колорит?». Рукопись художник сохранил без единой складочки и передал в музей.
3. Варианты памятника Василию Белову. Макеты, представленные на конкурс на лучшее концептуальное решение образа памятника Василию Белову, музею подарили скульпторы Елена Безбородова, Юрий Евграфов, который является автором мемориальной доски Белову, и победитель Алексей Игнатов. Мало кто знает, что у Алексея Игнатова изначально было два варианта памятника. Оба макета хранятся в Музее-квартире Василия Белова. А скульптор Юрий Евграфов передал также свои рисунки, где изобразил писателей Василия Белова, Валентина Распутина, Владимира Крупина и бывшего председателя Союза писателей России Валерия Ганичева.
4. Экслибрисы, которые создали специально для музея вологодские художники-графики Владимир Лупандин и Ярослав Макаров. В работах отражены образы из произведений и жизни Василия Ивановича.
5. Единственное в фондах письмо Василия Ивановича к дочери Анне – это трогательное послание, где писатель с грустью отмечает, как быстро дочь повзрослела, и дает ей наставления. Письмо датировано 1988 годом, когда Анна училась в старших классах.
6. Три афиши драмтеатра: юбилейного вечера к 50-летию Василия Белова в областном драмтеатре, литературно-музыкального концерта при участии вологодских писателей, а также афиша мероприятий 30 марта 1988 года в драмтеатре, где была премьера по сказке-пьесе Василия Белова «Бессмертный Кощей» и творческий вечер Вологодской писательской организации. В музей их передал неожиданный гость. Однажды раздался звонок, и на пороге стоял один из строителей, которые ремонтировали квартиру этажом выше. Оказалось, он решил поделиться находками, обнаруженными во время разбора старого деревянного дома. Так афиши попали в коллекцию музея-квартиры.
7. Альбом для рисования Анны Васильевны, который она назвала «Королевские моды». Внутри изображены и пронумерованы различные модели платьев принцесс.
8. Два загранпаспорта Василия Белова 1987-1992 гг. и 1999-2004 гг., где видны отметки: США, Германия, Япония. Но нет там и половины стран, где побывал Василий Иванович. Владимир Корюкаев в своей книге «Самородок из Тимонихи» пишет, что Белов за свою жизнь сменил три заграничных паспорта, но музейщики предполагают – больше.
9. Чемоданы – непременные спутники Василия Ивановича в его путешествиях. Если бы они умели говорить, то могли бы рассказать много интересного. В одном из них, например, Василий Иванович возил посмертную маску Сергея Есенина, чтобы показать ее знаменитому патологоанатому и узнать, была ли смерть поэта насильственной. Сохранились разные чемоданы: маленькие, большие, деревянные, обтянутые кожей, на защёлках. Самый большой сделан в Корее, имеет колесики. У одного чемодана сломана ручка. Но находчивость Василия Ивановича ему помогла: он взял вместо ручки твердую проволоку, а на неё натянул резинку.
10. Записные книжки приоткрывают дверь в творческую лабораторию писателя. В одной из них, подписанной «Моздок», у некоторых записей есть пометки «в роман». Также есть записная книжка вдовы Ольги Сергеевны. Она собирала материал для супруга. Так, находясь в больнице, она записывала истории деревенских женщин. Одна из них рассказывала, как исцелилась у иконы святой Матроны.
Большинство этих предметов не увидеть в постоянной экспозиции, но их показывают на временных тематических выставках, которые организует музей.
Теги: музей-квартира Василия Белова, Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Василий Белов