В главном здании Вологодской областной картинной галереи начала работу выставка «Открывая фонды: русская живопись XVIII – начала XX века». Это редкая возможность увидеть живописные полотна, которые долгие годы хранились в фондах, были на реставрации и не вошли в постоянную экспозицию русского искусства в Шаламовском доме. Всего представлено 80 произведений, многие из них широкая публика увидит впервые.

Кандидат искусствоведения, ученый секретарь ВОКГ Ирина Балашова назвала выставку «постоянной экспозицией № 2», поскольку она идеально дополнила основную коллекцию отечественной классики. Организаторам удалось развернуть эпопею русской действительности за два столетия: от портретов царских особ до безвестных крестьян, от исторических сцен до пейзажей.

Первый зал выставки знакомит зрителей с парадной стороной жизни Российской империи здесь представлена целая галерея императорских особ. «Их портреты как образцы для всей империи писались первыми живописцами, а потом с этих картин делали копии другие художники», – пояснила искусствовед.

Она подчеркнула, что копии в ту эпоху были обычной практикой: «Екатерина II за всю жизнь позировала художникам всего три раза. Остальные портреты создавались как авторизованные повторения. Уровень исполнения таких копий зачастую столь высок, что сегодня так умеют немногие». Именно благодаря практике копирования на выставке можно увидеть уменьшенную копию знаменитого полотна Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины II в виде законодательницы...». Выполнил ее в конце XVIII века Емельян Иванов, вероятно, крепостной художник. В этом же ряду – «Портрет Александра I» (копия неизвестного художника с оригинала Степана Щукина) и «Портрет императрицы Александры Федоровны» Михаила Чернышова.

Особое место в экспозиции занимает портрет Александра III кисти вологодского художника-академика Платона Тюрина. Эта работа, созданная в 1881 году по фотографии, недавно прошла реставрацию и демонстрируется впервые. Здесь же можно увидеть «Портрет лейб-гусара» Николая Сверчкова, а также исторические произведения – авторское повторение «Бегства Григория Отрепьева…» Григория Мясоедова и копию знаменитой «Княжны Таракановой» Константина Флавицкого, созданную вологжанином Николаем Тусовым.

Второй зал объединяет портреты интеллигенции и разночинцев. Здесь представлены произведения Василия Перова, Ивана Крамского, Василия Максимова, Василия Пукирева и других известных художников.

Значимой для этого раздела стала крестьянская тема, ключевая для передвижников: этюды Сергея Коровина к картине «На миру» (1893), работы Сергея Иванова, Сергея Малютина, Николая Богданова-Бельского. В начале ХХ века в живописи начинают звучать оптимистические ноты, что проявляется в яркой цветовой гамме работы Петра Бучкина «Девушки-крестьянки» (1910-е.).

Дополняют выставку пейзажи: этюды Юлия Клевера, Константина Маковского, Леонарда Туржанского, Николая Мещерина, Исаака Бродского. Значительное место отведено художникам Вологодской губернии – Феодосию Вахрушову, Анне Каринской, Василию Сысоеву, Азарию Трапицыну и другим мастерам, которые писали северную природу и заложили традиции вологодского пейзажа, актуальные и для современных художников. Завершает маршрут морской пейзаж – романтические марины Ивана Айвазовского, Льва Лагорио, Николая Дубовского и Николая Смолина.

Выставка продолжит работу до 11 января. Вход по билету (ул. Мира, 34).

6+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги: ВОКГ, выставка
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме