Свои 75 лет – три четверти века – отмечает именитый вологодский живописец, педагог, член Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник России Валерий Страхов.
Будущий художник родился 25 февраля 1950 года в Череповце. Как многие сверстники, трудовой путь начал с рабочей профессии – трудился на Череповецком металлургическом и сталепрокатном заводах.
Первые шаги как художник сделал в изостудии при художественном отделе Череповецкого краеведческого музея, а позже учился в Ярославском художественном училище. Некоторое время преподавал в Детской художественной школе в Череповце, затем продолжил образование в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.
По окончании образования художник переехал в Вологду, где живет постоянно с 1983 года.
Валерий Николаевич работает в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, интерьера и портрета.
Как выразился однокурсник Валерия Страхова народный художник России Сергей Гавриляченко, «сила воздействия работ Страхова кроется в лучении самой красочной поверхности его холстов, в лучении, беспримесно единящем свет, изгоняющем мрак и тьму даже из ночных природных состояний».
Являясь хранителем исторической памяти поколений, художник с любовью и искренностью воспевает северную природу, сохраняет неповторимый образ старой Вологды, не дает ему исчезнуть в небытии. Глядя на картины Страхова, будто ощущаешь шершавость и тепло прогретых солнцем деревянных домов, чувствуешь дуновение мартовского свежего ветра и слышишь шелест опадающей листвы – так просто, истинно, без прикрас и изысков – как сама природа – ложится краска на полотна.
Но было бы несправедливо отметить любовь художника только к родным северным пейзажам. В своем творчестве Валерий Страхов обращается к многообразию, широте пейзажей родины: на его полотнах можно увидеть и Валаам, и Афон, природу Сибири и стены Кремля, московские небо и храмы.
Однажды приехав в деревню Тимониху, на родину Василия Ивановича Белова, он не смог расстаться с этой землей. Познакомился с писателем, подружился. А чтобы чаще общаться с ним, даже поселился неподалеку, в деревне Гридинской, купив там дом. Пожалуй, он стал первым, кто поднял волну интереса мастеров кисти к творчеству и личности Белова. Вместе с художником Михаилом Абакумовым, Виктором Орловым и многими другими художниками принимал участие в Харовских пленэрах на родине Василия Белова. Дружба писателя с художником длилась более 30 лет.
Самым первым полотном, которое Валерий Страхов написал для Василия Белова, стала интерьерная картина «Тимониха. Интерьер избы с силуэтом матери» (1980). Скромная и емкая, уютная и значимая, жизнеутверждающая своей гармонией и спокойствием работа – это, по признанию художника Сергея Гавриляченко, «демонстрация любви к избяному русскому космосу с его особым строем и ладом».
Страхов запечатлел в живописи самые дорогие сердцу Белова родные места, он же помогал готовиться дочери писателя – Анне – к поступлению в Московский художественный институт им. Сурикова.
Скрепил дружбу художника и писателя Сохотский Николаевский храм. Василий Белов восстанавливал его своими руками на собственные средства, помогали писателю художник Валерий Страхов и оператор Анатолий Заболоцкий. Одну из икон для храма приобрел Валерий Николаевич и сам её отреставрировал.
Страхов и Белов. Художник света и художник слова вместе творили, вместе путешествовали.
В творчестве Валерия Страхова большое количество полотен, посвященных Валааму. Первый раз он поехал туда с Беловым. Остров стал для Страхова постоянным местом притяжения, его как паломника влекло от скал к воде – и снова к храмам. Он как трудник, получивший повинность от отца Мефодия, работал над картинами, все больше обретая, по собственному признанию, «творческую устойчивость».
Писал картины на Валааме и Василий Иванович, скромно удаляясь в одиночество и созерцание, возможно, пребывая в поиске ответа на вопрос, когда-то заданный художнику: «Скажи мне, Страхов, где ошибка и что такое колорит?»
В фондах мемориального музея-квартиры В.И. Белова хранится девять работ мастера, среди которых портрет дочери писателя Анны, церковь в деревне Тимонихе и знаменитая «литературная» баня Василия Ивановича. «С уважением и благодарностью» подарил и подписал Валерий Николаевич семье Беловых альбом со своими репродукциями.
Когда-то давно Валерий Дементьев сказал: «Василий Иванович Белов, очень Страхова любящий, недавно признался, что с большим интересом смотрит, как Страхов рисует, как под его кистью рождается картина. Писатель смотрит на рисование как на чудо, а художник воспринимает беловские книги как такое же чудо. Белов и Страхов. Равнозначны по силе таланта и равноудаленности от пошлости современного искусства. Каждый друг друга дополняет – пейзаж словом, слово портретом. Есть в них что-то и чисто вологодское, что и словами не выразишь: может быть, добродушная наивность и крестьянская хитреца, открытая доверчивость и сердечная отзывчивость, убежденная строгость и любящая ласка. Словами и красками можно выразить всё. Но ценно, когда в этом "всё" преобладает "достохвальное приличие" и зрелая сила – нет ни лишнего, ни случайного в отношении к человеку, к земле».
Вот такая долгая дружба, вот такая прекрасная память о двух великих мастерах.
А сегодня мы поздравляем Валерия Николаевича с юбилеем и желаем здоровья и сил на поприще воспитания искренностью, простотой, светом и любовью.
Теги: Валерий Страхов, беловский круг, Василий Белов