Россыпь потемневших от времени фолиантов нашли реставраторы в помещении мезонина Экономского корпуса XVII века под половицами среди кирпичных обломков и пыли. Ни влага, ни плесень не коснулись старинных свитков.
Специалисты Вологодского музея-заповедника атрибутировали рукописи и ввели их в научный оборот. После очистки от загрязнений, анализа найденных документов и реставрационных работ стало ясно – это действительно подлинные свитки (10 единиц), написанные скорописью железо-галловыми чернилами в период с 1660-х годов до середины XVIII века. Все документы имеют прямое отношение к вологодским владыкам – это входящая и исходящая документация канцелярии Вологодского архиерейского дома.
На большей части документов явственно читается фраза «…челом бьет». Это челобитные, адресованные вологодским архиепископам. Челобитные – термин старинного русского юридического языка, весьма часто встречающийся в наших древних актах. Говоря более современным языком, это прошение или жалоба. Били челом по разным вопросам. В Экономском корпусе найдены челобитные вологодских мещан и священников разных волостей. Как и сейчас, в те далекие времена насущными проблемами для людей были их личные взаимоотношения и финансовые вопросы.
Так, в 1662 году вологжанка Авдотья Телепнева жалуется архиепископу Маркелу на своего зятя Григория Монастырева в том, что он истязает её дочь Домну. «И заперши в избе морит голодом» – жалуется владыке Авдотья.
«Богомолец поп Иван» из Перебатинской волости просит уже владыку Гавриила дать «епитрахильную» грамоту (письменное дозволение, которое в старину давалось архиереем овдовевшему священнику продолжать священнослужение).
А священники Чужбойской волости Белозерского уезда в 1700 году вынуждены были разбираться со своим «коллегой» попом Федором, который, вероятно, бесплатно венчал прихожан.
Самый поздний документ из найденных – указ Вологодской духовной консистории 1755 года протопопу Вологодского Софийского собора Федору Иоаннову о выдаче причту далекой от Вологды церкви Николая Чудотворца, что в Авксентьеве Вологодского уезда, антиминса (плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб, которым покрывают престол) и новой утвари на Святой Престол.
В найденных документах фигурируют имена четырех вологодских архиепископов – Маркела, Симона, Гавриила и Серапиона. Один из них – Маркел – впоследствии известный вологодский святой, канонизирован в лике святителей.
Почти весь комплекс обнаруженных бумаг относится к столбцам (или свиткам) – к особой форме делопроизводства в России XIV-XVII вв. Документы или их фрагменты склеивались между собой, образовывая свиток (столбец). В таком виде они и хранились. Если документ небольшой, то и столбец состоял из одного листа. Большие свитки иногда достигают нескольких метров в длину. Столбцовая форма делопроизводства была отменена Петром I. С XVIII века стала применяться тетрадная форма. Тетради или отдельные листы собирались вместе, подшивались, переплетались по мере необходимости – так появлялись уже «дела», а не свитки.
Все найденные в Экономском корпусе столбцы XVII- XVIII вв. приняты на хранение в Вологодский музей-заповедник и станут важным дополнением имеющейся коллекции документов Вологодского архиерейского дома и достоянием общего регионального наследия древней истории нашего края. Теги: вологодский музей-заповедник, Вологодский кремль, реставрация