Выпускные спектакли пластической лаборатории «те(п)ло» показали на сцене Камерного драматического театра.

Ученики представили две постановки: «Нить Ариадны» и «Спектр». Происходящее на сцене с первого взгляда может показаться непонятным. Здесь нет традиционного сюжета и реплик актеров. Вместо этого каждый артист проживает определенное состояние и выражает это в движении. Зрителю остается сочувствовать и созерцать, оставляя в стороне рациональное восприятие. В спектаклях переплетаются несколько историй, любая из которых может оказаться близкой смотрящему.

Руководитель студии «те(п)ло» Алёна Махова признается, что некоторые вещи ей проще выразить движением, чем словом. Танцы появились в ее жизни в старшей школе: сначала она занималась в ансамбле современной хореографии «Каприз», а потом в мастерской танца «Джем». По основной специальности Алёна – финансист, но работа в банковской сфере не пришлась ей по душе, и, находясь в декретном отпуске, она приняла решение полностью погрузиться в родную стихию танца.

«Думая над форматом работы, я поняла, что важно и нужно продвигать импровизацию, когда человек без привязки к какому-то стилю, вне зависимости от возраста, статуса учится двигаться свободно, не думая о том, как он выглядит. Я начала прописывать программы, проходить обучение и набирала людей. Сначала было очень сложно, потому что не все понимали, что их ждет. Людям привычнее классический подход к хореографии – когда выучил движение и можешь показать. Со временем ситуация стала меняться во многом благодаря тому, что меня пригласили в качестве хореографа в мастерскую «БезМаски» и в мастерскую по речи «ЗвуЧАть», люди начинали узнавать больше об этом направлении. Так постепенно сформировалась пластическая лаборатория «те(п)ло», куда приходят взрослые люди и позволяют себе двигаться без оценки, свободно и с удовольствием», – рассказывает Алёна.

Студия выпустила уже три потока. Первый завершался съёмкой видео. Следующий поток создал небольшой спектакль, показ которого состоялся в вологодском Доме актёра в прошлом году. Выпускной вечер третьего потока прошел уже на сцене Камерного драматического театра. «На курсе люди изучают концепцию движения, различные его принципы. На сцену выходят менеджеры, специалисты it-сферы и других отраслей – в целом, люди, не связанные с миром движения и театра. И такие спектакли, мне кажется, очень важны для тех, кто всегда хотел танцевать, но почему-то себе этого не позволял. Мы показываем, что всё это реально и так может каждый», – говорит Алёна.

Финансист Надежда Журина-Лурье пришла в студию снимать телесные зажимы, а в результате открыла для себя свое тело с его отличиями и преимуществами в пластике. Спортом, танцами она до этого не занималась. «Очень страшно выходить на сцену, когда ты не профессиональный танцор или артист. Мы не видим себя со стороны. Нам кажется, что мы недостаточно гибкие, изящные, красивые, музыкальные. Иногда создается впечатление, что делаем какую-то ерунду. Но когда зазвучит музыка, ты входишь в образ и забываешь обо всем. Импровизация позволяет каждый раз проживать танец с новыми эмоциями и движениями. Это как писать рассказ, а потом вносить правки. Рассказ становиться живее, насыщеннее, эмоциональнее. Из него уходят лишние слова – остается удивительная история», – делится Надежда.

То, что увидели зрители на «Вечере честного движения», является импровизацией в заданных рамках. Артистам давались определенные задачи, а сами движения рождались на репетициях и прямо на сцене. «Нить Ариадны» участники нащупали во время упражнений с жестовым языком, и она привела к мифологической метафоре. Перед зрителем возникают образы лабиринта, нити, связывающей людей или указывающей им путь, а временами – трех мойр, в чьих руках находятся человеческие судьбы.

«На занятиях мы работали со швейной резинкой, и она подсказала формат. Через нее мы смогли показать, как люди проходят свой путь, как они взаимодействуют с ним и друг с другом, – отмечает Алёна. – «Спектр» – спектакль о человеке, его эмоциях, состояниях и значимых событиях в его жизни. Внутри одного повествования – несколько историй, где каждый персонаж проживает свою трансформацию. А финальная сцена показывает, что все эти состояния, эмоции может проживать один человек, поэтому мы заканчиваем спектакль абстрактным силуэтом. В каждом из нас есть весь этот спектр: какая-то форма агрессии, неуверенность, любовь, и каждый может найти что-то, что связывает его с событиями на сцене».

«Спектр» начинается как дефиле. В одежде участников есть свой акцент – яркий предмет гардероба, который что-то для них значит. Отталкиваясь от вещи, ученики представляли персонажа, который ее носит. Экспериментировали и с реквизитом. Обычный лист фанеры становился дверью, столом и давящей стеной. «Ребята многое предлагали, и из множества вариантов мы выбирали то, что работает лучше всего и визуально будет выигрышнее выглядеть. Общими усилиями сделали такую постановку», – объясняет Алёна.

Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр» Спектакль «Спектр»

Дата следующего показа уточняется. Узнать о ней можно в группе лаборатории.

16+

Теги: студия те(п)ло
Алина Махлина