Концертом закрытия XVI фестиваля православной культуры «Покровские встречи» стало выступление прославленного Московского государственного академического камерного хора, более известного как Хора Минина. Народный артист СССР Владимир Минин основал хор в 1972 году и оставался его художественным руководителем более 45-ти лет, а сейчас является его президентом.

Идея исполнить «Литургию св. Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова в стенах кафедрального собора Вологды возникла еще в октябре прошлого года, на Гаврилинском фестивале, в рамках которого коллектив дважды выступал на сцене Вологодского колледжа искусств.

Символично, что именно «Литургия» принесла Хору Минина мировую славу. Еще в советский период коллектив сыграл ключевую роль в возрождении духовного шедевра. В начале 1980-х годов Владимир Минин рискнул исполнить фрагменты не звучавшего долгие десятилетия сочинения под заголовком «Семь хоров, ор.31». Японская телерадиокомпания NHK впоследствии записала исполнение хором «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова и назвала звучание коллектива эталонным. «Литургия» – это и последний концертный выход Владимира Минина в 2019 году, с нее же начинал свой путь в качестве ассистента в хоре нынешний его художественный руководитель Тимофей Гольберг.

В основе произведения – Литургия Иоанна Златоуста. Это наиболее распространенная, совершаемая практически каждую неделю служба в православной церкви, в отличие, например, от Литургии Василия Великого, более длинной и совершаемой только десять раз в году. Свою «Литургию» Сергей Рахманинов писал, не имея большого опыта создания канонической церковной музыки.

«Если заглянуть в письма, он много консультировался с автором духовных произведений Александром Кастальским и другими более опытными в этом направлении композиторами. Сергею Васильевичу было важно понимать, обязательно ли вставлять тот или иной стих в канон или нет и так далее. Но опять же, исходя из переписки, складывается впечатление, что он все равно создавал музыку не богослужебную. Его Литургия – это скорее концертно-духовная хоровая симфония на литургические тексты. И, как у симфонии, в ней есть, например, сквозное развитие, тональное сопоставление, то есть сопоставление тональностей между номерами», – отмечает руководитель хора Тимофей Гольберг.

Репетиции проходили в апреле и мае, однако на месте артистам все равно приходилось перестраиваться, и музыкальное действо в Софийском соборе Вологды рождалось буквально на глазах аудитории. Учитывая, что выступление состоится в храме, коллектив старался максимально приблизить произведение к богослужению.

«Мы вставляем возглашения – это когда во время церковной службы дьякон либо священник делает возглас, например, «Господу помолимся!». Но у нас возглашают солисты, и после них вступает хор, отвечает «аминь» – «да будет так», и затем идёт следующий номер. Это помогает создавать единую канву. Завершаем выступление славословием: у Рахманинова – это «Господи, спаси Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго», мы же обращаемся со словами о стране нашей российской. В храме произведение звучит иначе, чем на репетициях. Здесь требуются другие паузы, другое произношение и оттенки. Концертная симфония Сергея Васильевича Рахманинова прозвучала не просто в атмосферном, но в намоленном пространстве под прекрасными сводами и фресками», – считает Тимофей Гольберг.

В храме коллектив исполнял «Литургию» впервые, хотя опыт участия в церковных службах есть практически у всех участников Хора Минина: многие поют на клиросе. Руководитель Тимофей Гольберг тоже, пока позволяла занятость, совмещал и участвовал, в том числе, в ночных богослужениях – пасхальных и рождественских.

Артисты не исключают возможности вернуться в Вологду с новой программой. 

Теги: Покровские встречи, Хор Минина, Софийский собор
Алина Махлина

Новости по теме