19 июня в Музее-квартире Василия Белова прошла встреча с Марией Александровной Асафовой – супругой заслуженного художника России Генриха Асафова. Вечер стал частью юбилейной программы, посвящённой 85-летию со дня рождения художника.
Генрих Асафов – живописец, член Союза художников России с 1978 года, заслуженный художник РФ с 2010-го. Он родился 19 апреля 1940 года в селе Чирково Усть-Кубенского района Вологодской области. Его произведения хранятся в коллекциях Вологодской областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, галереи «Красный мост» и других музеях России и зарубежья.
Асафов работал в области станковой и монументальной живописи, владел техниками темперной и масляной живописи. Он создавал сюжетно-тематические композиции, пейзажи и натюрморты. В его авторском стиле соединяются народное творчество, иконопись и приёмы русского авангарда. С самого начала творческого пути он выбрал тему, близкую по духу и судьбе, – северную деревню. Его герои – русские крестьяне, труженики земли, их быт, радости и испытания, – показаны и с драматизмом, и с мягким юмором, и с жизнеутверждающей силой.
Хотя в детстве и юности он не учился рисовать, благодаря таланту и редкой трудоспособности поступил в Ярославское художественное училище, которое окончил с отличием, а затем – в знаменитый Суриковский институт в Москве. Учился на факультете монументальной живописи, создал серию мозаичных панно для общественных зданий Вологды и других городов. От монументального искусства в его станковую живопись пришли мощь формы, лаконичность композиции, чистые цвета и выразительная графика.
Событие сопровождала выставка «Земельяне!», где представлены поздние живописные работы Асафова – десять картин и пять этюдов из собраний Музея фресок Дионисия и Галереи Генриха Асафова GAAG. Название выставки дала одноимённая работа, на которой изображены друзья художника – писатели Василий Белов, Валентин Распутин и Владимир Крупин. Их он называл «земельянами» – «теми, кто живёт на земле своих земляков, слит с ними настоящим, прошлым и будущим».
Особенное значение выставке придаёт её место – музей Василия Белова. По словам Марии Асафовой, отношение Генриха Алексеевича к Василию Ивановичу было особенное: «Он боготворил, если честно говорить, Василия Ивановича. Для него это было очень личное – он считал его старшим братом. И в работах на выставке – не иллюстрации, но герои тех же деревенских историй, что у Белова. Всё сделано с огромной любовью».
В фондах музея Белова хранится этюд Асафова «Золотая горка», который он подарил писателю на юбилей в 2002 году.
После окончания института художник получил предложения остаться в аспирантуре, но выбрал Вологду. Здесь он получил мастерскую и участвовал в художественной жизни города. По воспоминаниям Марии Александровны, его персональные выставки проходили в областной картинной галерее, Вологодском краеведческом музее, в музее фресок Дионисия, в галерее «Красный мост», центре культуры «Красный угол» и других. Выставки Асафова проходили также в Ярославле и Москве. Он участвовал во всех крупных областных и зональных проектах. Несколько десятков работ были переданы художником в дар в учреждения Усть-Кубенского округа.
В зрелом возрасте Генрих Асафов начал писать стихи. Вдохновение, как вспоминает его супруга, часто приходило по дороге в мастерскую. Каждый день он проходил пешком пять километров, и именно в пути рождались строки. Одно из стихотворений начинается словами: «Какая жизнь моя простая:/ Семья, природа, мастерская».
В биографии художника есть неожиданные эпизоды. В 1968 году он снялся в эпизоде фильма Михаила Калатозова «Красная палатка» – совместном советско-британско-итальянском кинопроекте, посвященном реальным событиям – истории спасения итальянских аэронавтов в Арктике в 1928 году. В главных ролях фильма значатся актеры Шон Коннери и Клаудия Кардинале. «К ним пришла женщина с “Мосфильма”, – рассказывает Мария Асафова. – Она искала парня, похожего на шведа. Увидела автопортрет Генриха и попросила ребят передать ему адрес студии. Его загримировали, дали длинное пальто и кепку. Он играл иностранного корреспондента и не знал, что снимается с Шоном Коннери – понял только потом. Правда, эпизод с Генрихом вошел только в зарубежную версию фильма».
Асафов много учился – и у мастеров, и у жизни, и даже у детей. Супруга Генриха Алексеевича поделилась воспоминания, как он учился у своей дочери Тани: «Он просил: «Нарисуй меня». Она рисовала его детским рисунком, а он потом делал на его основе свою работу. Он даже подписывал – автор Татьяна Асафова».
Он никогда не показывал своим детям, как «правильно» рисовать, но с интересом наблюдал за их творчеством. Сейчас и сын, и дочь – архитекторы. Александр Асафов также продолжает отцовское направление, связанное с монументальным искусством, реставрирует мозаичные работы по всей России.
Мария Асафова признаётся: «Он ощущал одиночество художника – непризнанного, не до конца понятого. Но продолжал идти своим путём – с крестьянской стойкостью и преданностью делу жизни».
Сегодня работы Генриха Асафова хранятся в музеях и частных коллекциях по всей стране. А в Вологде, на Советском проспекте, 62, существует мастерская-галерея художника, по которой ведет интересные экскурсии ведет его сын, Александр Асафов.
Теги: Генрих Асафов