28 июня в подклете Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника открылась выставка «Созвучие глины». В экспозиции представлено около 200 керамических произведений, созданных супругами Анастасией и Сергеем Нуриджанян.
Сергей и Анастасия Нуриджанян – керамисты, которые уже хорошо зарекомендовали себя не только на Вологодчине, но и за ее пределами. Сергей – один из самых молодых мастеров народных промыслов Вологодской области. Семейная пара успешно работает в своей мастерской в четыре руки, постоянно осваивает новые техники и придумывает яркие художественные проекты.
Новая выставка «Созвучие глины» реализована при содействии Кирилло-Белозерского музея-заповедника, обладающего уникальной коллекцией археологических находок, среди которых – глиняный горшок возрастом более 6000 лет, обнаруженный при недавних раскопках. Экспозиция объединила современные формы гончарного искусства с историко-культурным наследием Вологодчины.
Семейная мастерская «СеверАрт35» работает в Вологде с 2014 года. В ней вручную, без использования форм, создаются керамические изделия – от традиционной утвари до ювелирных украшений и сложных архитектурных форм. Особое направление мастерской – проект «Деревянное зодчество в керамике», где керамисты воссоздают в глине памятники деревянной архитектуры Вологды и Русского Севера.
В экспозиции представлены керамические интерпретации зданий XIX века: дома Левашова, Ломакиной, Красильникова, Шахова и другие. Всего изготовлено 11 домов-светильников, каждая работа – результат кропотливой художественной лепки и точного следования архитектурным деталям. Супруги Нуриджанян также представили керамические наличники, интерьерные элементы, предметы быта, скульптурные композиции и панно.
«К открытию выставки в единственном федеральном музее Вологодчины подготовили вологодские храмы и церкви. Здесь можно увидеть Софийский собор и Введенскую церковь. Над последним экспонатом для выставки «Созвучие глины» я закончила работать буквально перед открытием и привезла его прямо из печки. Это крепостные стены Спасо-Прилуцкого монастыря. На создание керамических прясел ушел месяц. Здесь стены я расписала фресками с образами святого Дмитрия Прилуцкого и архангела Гавриила», – рассказала Анастасия Нуриджанян.
Художники отметили, как и все керамические дома, представленные на выставке в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, храмы и церкви полые. В каждом из них можно установить светильник.
«На эту выставку мы собрали самые сильные и крупные работы, которые готовили целый год. Здесь есть изделия в технике «раку», когда обжигаем в уличной печи, достаем, помещаем в опилки и получаются интересные металлические эффекты, – поделился секретами Сергей. – Есть предметы в технике «обвара», когда изделие достаем из уличной печи, окунаем в мучную болтушку, затем в ледяную воду и вновь возвращаем в мучную болтушку - получаются невероятные узоры. Представлена и японская техника смешения глины «нерияги». Ее смысл в том, что изделие не раскрашивается, а на гончарном круге смешиваются белая, красная, черная и синяя глины, создавая свой неповторимый узор».
Вдохновившись архитектурой ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, супруги Нуриджанян пообещали – следующим их творческим проектом станет воссоздание Государевой крепости в керамическом виде.
Экспозиция будет открыта для посетителей до 30 ноября 2025 года. Вход свободный для всех категорий граждан.
0+
Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Нуриджанян, керамика