Министерство культуры Российской Федерации
Государственный республиканский центр русского фольклора
Прошло четыре года с момента завершения Первого Всероссийского конгресса фольклористов (1- 6 февраля 2006 г.), который стал, по мнению его участников, знаковым событием для нашей науки, не имеющим равных в новейшей истории российской фольклористики. Результаты Первого конгресса, его рекомендации и материалы сыграли роль своеобразного системного катализатора в решении накопившихся вопросов. За это время в полный голос заявили о себе фольклористы регионов, представившие репрезентативные материалы по локальным традициям народной культуры.
Анализируя процессы, происходящие в теоретической и прикладной фольклористике, специалисты считают начало ХХI века благоприятным периодом для развития фольклористики. Фольклор становится объектом общественного сознания и сферой государственных интересов. Вся многогранная издательская, концертно-фестивальная, исследовательская деятельность осуществляется при финансовой поддержке государства. Это говорит о том, что Российское государство и общество осознают роль и значение традиционной культуры, фольклора в цивилизационном процессе, в духовной модернизации, в формировании нового облика России. Хотя многие вопросы в этом плане требуют своего решения.
Выражаясь современным языком, происходит
«перезагрузка» общественного сознания, его постепенное возвращение к
адекватному восприятию традиций, фольклора, ремесел в жизни социума.
В стране действует около 15 тыс. фольклорных коллективов, 150 из них –
государственные народные хоры. Ансамбли народной музыки; открыто более
500 фольклорных отделений в музыкальных школах и школах искусств; более
чем в 5 тыс. клубных учреждений работают фольклорные студии, школы,
мастерские. Более 3 тыс. клубов, в первую очередь сельских, изменили
свой профиль и стали Центрами и Домами фольклора, ремесел, музеями быта
и т.п. В стране складывается принципиально новая архитектоника
фольклористических структур, отражающих веление времени.
Вместе с тем беспокоит разобщенность работников культуры, педагогов,
использование в работах режиссеров, методистов, организаторов народных
праздников обрядовых действий, танцев и игр, не свойственных данной
локальной традиции. Поэтому основной задачей организаторы считают
усиление взаимодействия между различными группами фольклористического
сообщества, создание единого коммуникативного поля дисциплины,
занимающейся традиционной культурой.
Системное взаимодействие специалистов разных сфер, теоретиков и
практиков, ученых и организаторов, руководителей хоров и ансамблей, школ
и студий будет способствовать возрождению в общественном сознании
ценностей традиционной культуры, сохранение их исторической
преемственности. Участниками Второго конгресса были высказаны пожелания
о создании и сохранности фольклорных архивов, о координации
экспедиционной работы.
Совершенствование в целом информационной деятельности по пропаганде
фольклорного наследия народов России и усиление взаимодействия
фольклористических научно-исследовательских, научно-методических,
образовательных и культурно-просветительских структур, разработка для
каждой из них научно-обоснованных программ действий – таковы основные
задачи конгресса.
Открытие Второго Конгресса и Пленарное заседание состоялось 1 февраля в
Большом зале Центрального дома ученых (Москва, ул. Пречистенка, д. 16.)
2 -5 февраля в доме отдыха «Ершово» (Московская область, Звенигородский
район, пос. Ершово) шла работа по секциям:
Секция № 1: Комплексная текстология и теория фольклора
Секция № 2: Литература, искусство и фольклор
Секция № 3: Современные формы фольклора
Секция № 4: Проблемы изучения музыкального фольклора: теоретические и
практические аспекты этномузыковедения
Секция № 5: Язык фольклора
Секция № 6: Фольклор в современном общеобразовательном процессе
Секция № 7: Проблемы изучения и сохранения декоративно-прикладного
искусства и народных художественных ремесел
Секция № 8: Фольклор: мифология, народные верования, демонология
Секция № 9: Хореографический фольклор: проблемы изучения и воплощения
Секция № 10: Проблема фольклорного исполнительства. Вопросы
этноорганологии
Секция № 11: Фольклор в деятельности массовых учреждений культуры
Секция № 12: История науки
Секция № 13: Фольклор и этнография сегодня
Круглый стол № 1: Проблемы изучения жанров фольклор: Заговоры. Гадания
Круглый стол № 2: Проблемы хранения и систематизации фольклора
Круглый стол № 3: Проблемы изучения жанров фольклора: Эпос.
Круглый стол № 4: Проблемы изучения жанров фольклора: Игры
Круглый стол №5: История страны в фольклоре
Круглый стол № 6: Проблемы изучения жанров фольклора: Сказка
Круглый стол № 7: Фольклор как предмет междисциплинарных исследований
Круглый стол № 8: Проблемы изучения жанров фольклора: Малые жанры
фольклора
Круглый стол № 9: Этноботаника и проблемы изучения традиционной культуры
Круглый стол № 10: Проблемы изучения жанров фольклора: Причитания
Круглый стол № 11: Межэтнические процессы в фольклоре
Круглый стол № 12: Фольклор и Интернет
Круглый стол № 13: Народная песня как объект междисциплинарных
исследований
Круглый стол № 14: Периодические и непериодические издания по фольклору
Дискуссионный клуб № 1: Что нужно фольклору: сохранение или пиар
Дискуссионный клуб № 2: Фольклор в СМИ? Фольклор ли?
В работе Второго Всероссийского конгресса фольклористов приняла участие
главный специалист историко-этнографического музея «Усадьба Гальских»
Наталья Михайловна Лопатенко (г. Череповец). В ходе работы секции
«Фольклор как предмет междисциплинарных исследований» она зачитала
доклад «Интерпретация традиционного гончарного промысла в контексте
современного общества (Традиционная керамика с. Воскресенское (Ёрга)
Череповецкого района Вологодской области)».
По итогам Конгресса в 2010–2011 гг. планируется
издание серии томов «Материалы Второго Всероссийского конгресса
фольклористов».
* В статье использованы материалы: Каргин А.С. Фольклор в современном
культурном пространстве. В Сб.: От конгресса к конгрессу: Навстречу
Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сборник материалов. –
М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010.