С Вологодским краем выдающегося художника
отечественного театра Эдуарда Кочергина связывает немало воспоминаний,
ведь он побывал в разных уголках нашей области – от Шексны до Великого
Устюга. Многие свои впечатления Эдуард Степанович отразил в рассказах,
собранных в книгу «Ангелова кукла», которую автор представил 24 февраля
2010 года в зале областной филармонии имени В. А. Гаврилина на
творческой встрече, состоявшейся в рамках проекта «Вологодские пенаты».
Героя вечера представила наша землячка, театральный критик и главный
редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитриевская.
Народный художник России, заслуженный деятель искусств России, академик,
лауреат Государственных премий СССР Эдуард Кочергин стал главным
художником легендарного Большого драматического театра (тогда имени
Горького, а ныне имени Товстоногова) в пору его расцвета и мировой
славы. Художник был полноправным соавтором театральных шедевров великого
советского режиссера Георгия Товстоногова. А в последнее время Эдуард
Степанович обратился к писательскому труду. В 2006 году вышла его первая
книга «Ангелова кукла», рассказы «рисовального» человека удивляют своей
откровенностью и индивидуальностью. Книга переведена на несколько
языков, состоялась ее презентация в Германии. Успех первого
писательского опыта стал стимулом для продолжения повествования
автобиографичных эпизодов. Недавно в Петербурге вышла еще одна книга
Эдуарда Кочергина «Крещенные крестом», а сегодня автор пишет новые
рассказы о театральной жизни.
Одну из своих самых свежих «рисовальных» историй - «Бегемошу» - Эдуард
Степанович зачитал вологодской публике. Еще одним откровением для
собравшихся стал видеофрагмент из спектакля «Ангелова кукла»; его
художником выступил автор положенной в основу книги. Еще до этой
постановки в Тбилиси появился моноспектакль в исполнении Ирины
Мегвинетухуцеси (режиссер – Д.Егоров). После этого спектакль Егорова был
поставлен на малой сцене Большого драматического театра, но уже с
участием нескольких актеров. Фрагмент этой постановки и был представлен
вологжанам. Трогательная история послевоенного детства
девочки-проститутки Паши, наивно мечтавшей о свадьбе и другой жизни –
чистой и счастливой рядом с надежным любимым человеком. Зал был
впечатлен глубиной произведения, его образностью. Автору удалось
передать и колорит того времени, и жизненные проблемы, которые
существуют и сейчас, но рассматривать их нужно уже под другим углом.
В продолжении встречи Эдуард Кочергин ответил на вопросы зрителей.
Что связывает Вас с Вологдой?
У вас замечательный город. Здесь, в этой «стране», которая называется
Вологодская область, живет замечательный народ. Близок мне северный край
еще и потому, скорее всего, что мой отец помор. После всех перипетий,
что были в моей жизни, я уезжал на север и странствовал по разным
местам, это было в 50-70-е годы. За это время я обошел практически всю
вашу область, побывал и в Тотьме, и в Никольске, и в Великом Устюге. В
самой Вологде я в четвертый раз. В книге «Ангелова кукла» есть даже
целый цикл рассказов, посвященный вологодской земле. Первый раз я был
здесь в 50-е годы в детском приемнике НКВД и практически ничего не
видел. А потом бывал в Вологде в 60-70-х. С тех пор город очень
изменился, к сожалению, исчезло много старых домов.
Как вам кажется, какова сегодня роль театра и как она будет
меняться, будет ли он востребован?
Театр не исчезнет – это точно. Сменялись эпохи, разные политические
системы, но театр оставался. Просто в советское время театр был своего
рода религией, он заменял какие-то ритуальные вещи, в него ходили как в
храм. И это поднимало древнее искусство, волновало публику. Сейчас
другая ситуация. Театр будет интересен тогда, когда появится новая
драматургия. У нас более 600 государственных театров в стране и
современные драматурги еще не могут обеспечить полностью их репертуар.
Вы много лет проработали в театре. На Ваших глазах менялось,
модернизировалось театральное искусство, в том числе и художественное
оформление сцены. Как Вы считаете, сохранятся ли старые традиции
исполнения театральных декораций?
Думаю да. Пока еще в театре есть старые мастера, хотя их осталось очень
мало, тем не менее, они могут передать свои знания молодым. В прежние
времена, еще до Хрущева, на любой работе была традиция: брать учеников и
обучать их с нуля своему ремеслу. С появлением училищ эта надобность
отпала. С тех пор количество замечательных мастеров уменьшилось. Сейчас
благодаря разным изданиям, интернету информации стало больше, но ремесла
меньше.
Как Вы пришли к писательскому труду?
Просто с детства накопилось много разных историй. С пяти лет фактически
я бродяжничал по России, прошел от Ленинграда до Сибири, а потом
обратно. Это было нелегкое время, трудно сказать, что меня тогда спасло,
скорее всего, недрачливый характер и «рукомесло». Я в этих скитаниях
научился многому: и карты рисовать, и профиль вождей из проволоки гнуть
– это были 1946-47-й годы, тогда было популярно «делать Сталина»,
благодаря чему мы с моим слепым другом и кормились: он пел песню, а я за
это время из проволоки сооружал профиль. Потом научился колоть
татуировки японским способом. В общем выжил. А ремесло уважается во всех
слоях общества. За всю жизнь накопилось немало таких историй, которые я
часто рассказывал своим друзьям. И однажды Марина Дмитриевская записала
на диктофон мой рассказ. Потом расшифровала записи, мы поправили их
немного и получились первые истории на бумаге, которые затем стали
публиковаться в «Петербургском театральном журнале» в рубрике «Рассказы
бродячей собаки». Потом я сам стал записывать рассказы. И в 2006 году
вышла в свет первая книга «Ангелова кукла», посвященная как раз тому
периоду моей жизни. Сейчас я «рассказываю» истории уже из театральной
жизни. Мне очень хочется облачить в слова все, что я видел, описать ту
эпоху, в которой я жил и которую я хорошо знаю.