6 марта 2010 года в 15 часов в
Мемориальной мастерской заслуженного художника России А. В. Пантелеева
Вологодской областной картинной галереи состоится открытие второй
выставки произведений вологодских женщин-художниц «Белые мечты»,
посвященной Международному женскому дню 8 марта. В экспозицию вошло
около семидесяти произведений живописи, графики и
декоративно-прикладного искусства.
«Белые мечты». Эту необычную, но важную тему выбрали сами женщины для
того, чтобы сделать экспозицию в едином колорите. Почему именно в белом?
Белый цвет считают холодным и нам он навеян настроением уходящей зимы,
снегом, метелью, чистой белизной заснеженных улиц и дворов. Вместе с
тем, общекультурные традиции не позволяют однопланово оценивать белый
только как символ чистоты. У первобытных людей белый цвет символизировал
материнство. В Китае в белый цвет обычно окрашиваются изображения,
связанные с женской энергией «янь». В Древней Греции жрицы богини Весты
(хранительницы домашнего очага и горящего в нем огня) носили белые
одежды.
В творческом понимании с белым цветом связано начало любого действия
(белая бумага, белый холст, белая эмаль и т.п.). Задачи художников в
работе с цветом можно условно определить как «белое на белом». В
колористическом решении возможно использование как белого фона, самого
изображения, выполненного в этом колорите, так и различных цветовых
вариаций. Художники-дамы на «белой» выставке попытались развить в своих
произведениях избранную тему. В ней приняли участие наши постоянные
авторы: Галина Дементьева, Ираида Копьева, Ольга Карпачёва, Ольга
Ронжина, Валентина Шапкина, Ольга Бороздина, а также Галина Некрасова,
Светлана Глунина, Елена Копейкина, Ирина Ганичева, Полина Рыбакова,
Ольга Кудрякова. Художники, впервые принимающие участие в женской
выставке: Мария Ведясова, Татьяна Страхова, Ольга Куликова, Татьяна
Чистякова, Надежда Костромитина, Татьяна Доможирова, Ольга Журавлёва,
Галина Куликова, Любовь Зимина.
Одной из первых увлеклась «белой» идеей живописец
Галина Дементьева. Тема зимы и раньше имела место в ее творчестве, и на
нашей выставке зрители смогут увидеть два новых зимних пейзажа,
исполненные автором в характерной для нее манере: «Зимний вечер»,
«Зимний полдень» (оба – 2010). Художник-живописец Мария Ведясова для
женской выставки выполнила зимний пейзаж с рекой в серебристо-белой
гамме («Река Пишковка», 2010). Зимние мотивы широко представлены в
живописи Ираиды Копьёвой и Ольги Карпачёвой.
На выставке представлены живописные работы Ольги Ронжиной, выполненные в
абстрактной манере. За основу композиции она взяла хрустальную вазу: в
ее форме, в прозрачности материала, через обобщенный образ женщины
художник передает предметную красоту, любование натурой и одновременную
хрупкость женской души («Синяя ваза», «Красная ваза», 2010).
В натюрмортах Валентины Шапкиной чистотой и свежестью мая благоухает яблоневый цвет («Ветка яблони», 2002), единым ансамблем смотрится букет белых гвоздик в сочетании с пурпурно-красным («Букет гвоздик», 2005).
Художник-график Ольга Бороздина представила
интересные женские образы, выполненные в авторской оригинальной манере
пером и тушью, а Татьяна Страхова карандашные рисунки с цветочными
натюрмортами и зимними вологодскими пейзажами. В батиках Полины
Рыбаковой, Ольги Куликовой и Ольги Кудряковой изображены натюрморты с
белыми предметами, воссоздана прелесть зимнего времени года и
белокаменный облик старой Вологды. Художник-керамист Татьяна Чистякова и
художник по фарфору Надежда Костромитина показывают на выставке
уникальные декоративные белые панно из фаянса с весенними цветами и
зимние фантазии в белом фарфоре с росписью синим кобальтом.
В духовно-православной тематике традиционно работают художники
творческой мастерской «Вологодская финифть». Татьяна Доможирова с Ольгой
Журавлёвой экспонируют икону Казанской Божией Матери, исполненную в
технике филиграни, перегородчатой эмали с росписью. Галина Некрасова и
Галина Куликова представили в металле бесподобные снежинки и, конечно
же, праздничные по настроению декоративные панно в традициях усольской
художественной росписи. Вологжанки, посетители выставки, не оставят без
внимания ювелирные изделия художника по металлу Елены Копейкиной, а ее
серьги с белым перламутром, изящные и легкие, как нельзя лучше
соответствуют тематике выставки. Авангардизм творческой позиции для
многих художников-женщин открыл в белом цвете качества новизны,
стремления к новым визуальным образам.