|
2-4 июля 2011 года в малом зале кинотеатра «Салют» начались предпоказы фильмов II Международного фестиваля молодого европейского кино «VOICES».
Первый фильм, который был представлен вологжанам, «Не скажу» – дебютная работа Игоря Копылова. Мировая премьера картины состоялась 3 ноября 2010 года, а российская – 25 ноября. Главные роли сыграли Елизавета Боярская и Максим Матвеев, которые после знакомства на съемочной площадке стали мужем и женой.
В основу фильма взят спектакль, режиссером которого и был Игорь Копылов. Постановка на протяжении 10 лет пользовалась большим успехом, поэтому его решили воплотить и на экране.
Сюжет картины – любовный треугольник. Главной героине необходимо сделать выбор: счастье с романтиком, который живет чувствами, с ним можно быть самой собой – радоваться и веселиться, но жить одним днем, или же состоятельный мужчина, который подарит роскошь, с которым будешь чувствовать себя, как за каменной стеной. Герой Максима Матвеева – Иван – любит Анюту всем сердцем, он даже придумал специальный аппарат, который, как ему казалось, лишил бы влюбленных момента, когда нужно выяснять отношения, если один из них разлюбил: достаточно просто было опустить большую монету, и сразу станет ясно, что все закончилось. Но не все так просто. И хотя Иван не хочет, чтобы Анна уходила, он не просит ее остаться. И она делает свой выбор. Иван же решается поговорить с Малютиным, к которому решила уйти его любимая. Но для того все решают деньги, и жизнь жалкого бывшего товарища не представляет никакой ценности: раненого Ивана бросают умирать в канализационный люк. Там он и рассказывает Смерти, представшей в образе его возлюбленной, всю свою историю любви, и то, как она могла бы закончится, поступи он по-другому.
Елизавета Боярская о фильме «Не скажу» сказала так: «Фильм во многом сложен для восприятия. Сама история «для двоих» делает его неординарным, сложносочиненным. Не безумный, зрелищный блокбастер, не комедия, построенная на какой-то элементарной фабуле, а настоящее сложносочиненное кино с оттенком артхауса, вместе с тем понятное каждому».
***
Представляя 3 июля фильм «Кого хочу я больше», программный директор «VOICES» Игорь Гуськов отметил, что в программу фестиваля включено несколько современных итальянских фильмов. «В Италии в настоящее время доминируют два жанра: мелодрама и комедия, – рассказал Игорь Гуськов. – Мы решили сконцентрироваться именно на мелодрамах. Эти фильмы – настоящий подарок для женщин».
Фильм «Кого хочу я больше» анонсирован как история о любви и страсти двух людей, которые в силу внешних обстоятельств не могут быть вместе. Главная героиня Анна ведет размеренную жизнь со своим мужем – мастером на все руки, который держит небольшой магазинчик с туристским снаряжением. В фильме несколько раз подчеркивается ее северное происхождение – своеобразный намек на холодность героини. Неожиданно она встречает официанта Доминико, южанина, у которого есть жена и двое детей. Герои, понимая, что безумно любят друг друга, все-таки не решаются бросить все и остаться вместе, и не последнюю роль в этом играют деньги. Режиссер Сильвио Сольдини мелкими штрихами изображает жизнь простых итальянцев в момент экономического кризиса. Называя цену практически за каждую вещь, которую в фильме покупают или рассматривают герои, он говорит о том, что безрассудство, так свойственное итальянцам, особенно в делах любовных, все-таки в настоящий момент не способно победить страх перед нищетой, голодом и даже временной неизвестностью. Важной темой для итальянского режиссера становится семья и дружеские отношения. Сплоченность всех членов семьи Анны, способность жены Доминико простить мужа после измены – показаны как проявление силы, преодолевающей любые неурядицы.
В истории Доминико и Анны нет ничего волшебного, трогательного, и режиссер порой намеренно огрубляет возникший роман, наградив главного героя далеко не романтичной профессией, или заставив влюбленных встречаться в пошлом номере отеля. Сильвио Сольдини, с одной стороны, подчеркивает обыденность таких историй, а с другой стороны, как будто хочет сказать: не дайте любви стать таким же тривиальным действием, как, например, поедание пиццы в ресторане или стирка белья в прачечной. Любовь – это героизм, это смелость и отвага. Главному герою Доминико не хватило ее, и он потерял возлюбленную.
***
Самым важным событием предпоказов фестиваля стала ретроспектива фильмов Александра Сокурова.
Три картины из тетралогии о власти представлены зрителям – «Молох», «Телец» и «Солнце». Сценаристом в них выступил Юрий Арабов. В каждом из этих фильмов показан один из известных в прошлом веке политических лидеров. Главным лейтмотивом стала власть и все, что с ней связано. Киноленты показывают, как власть влияет на людей, как искажает человеческие принципы, вызывая отрицательные явления. При создании картин режиссер столкнулся с различными трудностями, в первую очередь это исторические моменты: чтобы показать достоверность, съемочная группа проделала большую исследовательскую работу, прописывались все, даже самые мельчайшие детали, и только после этого начинался поиск правды, поиск художественного образа каждого из главных героев тетралогии.
Картина «Молох» раскрывает один день из жизни Адольфа Гитлера, когда тот вместе со своей самой ближайшей свитой отдыхает в построенном на горе Кельштайнхаус замке – так называемом «Бергхофе». Это первый фильм, в котором показан Гитлер в другом качестве. Сейчас эта тема для Запада очень актуальна: как показывать таких «политических монстров»? До Сокурова не было попыток понять его как человека, а ведь в нашем менталитете заложено: понять человека – значит простить его, и тут возникает вопрос, сможем ли мы понять Гитлера? Ответ на него каждый дает свой. Премьера картины состоялась в 1999 году на фестивале в Каннах. Режиссер, сценарист и актеры завоевали немало наград с этим фильмом на различных фестивалях. После этой некой смелости режиссера Александра Сокурова были сняты и другие картины о Гитлере, в том числе немецкий «Бункер».
Реакция на «Молох» в любом случае будет неоднозначная. Демифологизация как задача, поставленная Сокуровым, выполнена. Фюрер ведет себя на экране как типичный пошлый немецкий обыватель, до паники озабоченный своим здоровьем, а также прочими бытовыми проблемами – от сексуальных отношений со своей любовницей Евой Браун до вопросов питания и сна.
Вот он, отец нации, капризный и бессильный перед лицом своей любовницы, которая в гневе бросает в него туфлю. Миф рушится на глазах, и возникает вопрос: действительно ли фюрер, которого боялась вся Европа, был таким ничтожеством? Кстати говоря, его сподвижники Йозеф Геббельс и Мартин Борман показаны не лучше, чем сам Гитлер. Намеренно снимая их издалека во время пикника, Сокуров открывает нам картину бредущих по горам уродцев: толстый и потешный Мартин Борман, хромой, несуразный, абсолютно не сочетающийся с немецкими идеалами красоты Йозеф Геббельс (в фильме его играет женщина) с женой, которая выше его в два раза, сам фюрер, который, казалось бы, боится собственного окружения, неловко раскачиваясь из стороны в сторону.
Зрителю неприятно наблюдать за злодеем в таком виде. Но почему? Не потому ли, что аура власти, которая была у Гитлера, до сих пор довлеет над миром? Или потому, что ему стыдно, ведь до сих пор он боялся монстра, который на самом деле был ничтожным человеком?
На фоне остальных героев нельзя не отметить образ Евы Браун. Примечательно и то, что эту роль сыграла вологжанка – актриса Елена Руфанова. С начала фильма и до конца демонстрируется ее физическая красота как будто в противовес вспышке безумия, постигшей героиню перед отъездом Гитлера.
Фильм Александра Сокурова «Телец» рассказывает о последних днях жизни Владимира Ленина, его взаимоотношениях с семьей, властью… Этот фильм – вторая часть тетралогии о людях власти в XX веке.
«В фильмах режиссер показывает разных персонажей и разные возможности общения вождя с людьми. Эти ленты – результат размышлений Александра Сокурова о взаимоотношениях интеллигенции с властью», – подчеркнул Игорь Гуськов.
4 июля в 20.00 в кинотеатре «Салют» зрители смогут увидеть третью часть тетралогии Сокурова «Солнце», затрагивающую жизнь японского императора Хирохито, а в частности, сложный поступок на который он решился, подвергнув себя позору, – подписание капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Ирина Сорокина,
Анна Клепиковская,
Юлия Шутова
|