|
||||||||||||||
Эта инициатива сейчас активно обсуждается российской общественностью. Веб-портал cultinfo.ru предлагает вашему вниманию комментарии специалистов государственных библиотек области.
А дальше должна идти работа по продвижению чтения. Раньше в библиотеках был такой наплыв читателей, что дай бог справиться. Сегодня же необходима «наступательная» пропаганда книги. Одна из причин падения интереса к чтению в том, что среднему читателю стало сложно ориентироваться в огромном потоке издаваемой литературы – в этом плане рекомендательные списки были бы очень полезны. Тот список, о котором говорит премьер-министр, адресован школьникам. С ними библиотека работает очень активно. В прошлом году, например, мы впервые провели акцию «Читающий город», в которой нам помогал Вологодский театр кукол: на площади ребят встречали «герои» детских книг. У нас есть КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания) – специально оборудованный автобус, который тоже участвует в акциях в городе и области. Есть медиазал с современными компьютерами и интерактивной доской. На встречах с учителями мы всегда говорим, что у нас масса возможностей рассказывать о книге ярко и интересно. Можно назвать много причин. Во-первых, это повсеместное распространение компьютеров и Интернета – они «съедают» время, которое раньше могло быть потрачено на чтение книги, кроме того, какое-то количество читателей переключилось на чтение электронных книг. Во-вторых, это так называемое «клиповое» сознание современного человека: мы привыкли к рекламе, привыкли получать готовый продукт, отучили работать свое воображение. Это очень затрудняет восприятие больших текстов. В-третьих, играет роль и экономическая ситуация в стране: в начале 1990-х годов произошло такое падение уровня жизни, что людям стало «не до книг», а сегодня значительная часть населения настолько занята работой, что просто не имеет времени для чтения. В-четвертых, книги, в том числе детские, стали очень дороги: далеко не каждый может позволить себе регулярно покупать их. Но, с другой стороны, бесплатные и доступные библиотеки сегодня тоже не пользуются популярностью, хотя библиотекари прикладывают колоссальные усилия, чтобы возродить интерес к чтению. Что мы для этого делаем? Очень многое! «Рвемся» навстречу учителям: предлагаем библиотечные уроки, интерактивные экскурсии по библиотеке, рассказываем о новинках методической литературы. Библиотека выходит на улицы города: в этом году мы планируем участвовать во всероссийской акции «Библионочь», снова организуем мероприятие «Читающий город». Практика показывает, что интерес к чтению начинает падать где-то в 6 классе. Поэтому и возникла идея конкурса для подростков «Живая классика», где они должны будут прочитать вслух прозу. Каждый год проводится областной конкурс «Вологда читающая». Кстати, по итогам нынешнего конкурса мы хотим составить свой список из 100 книг, которые рекомендуют прочитать вологжане.
Для решения этой проблемы в целом по стране нужна именно политическая воля. Думаю, что премьер-министр предложил идею списка прежде всего для того, чтобы мы задумались о том, почему мы перестали читать. Ведь 100 книг – это на самом деле очень немного, это минимум для культурного человека. В качестве конкретных мер, которые помогли бы возродить интерес к чтению, можно предложить дальнейшую доработку и ратификацию Национальной программы поддержки и развития чтения, которая хорошо известна библиотечному сообществу и содержит конкретные рекомендации. Если говорить об авторах, чьи книги я бы порекомендовала включить в список, то из современных я бы назвала Леонида Бородина, Василия Белова, Ольгу Фокину, Веру Галактионову, Анатолия Байбородина. Из зарубежной классики – Диккенса, Стивенсона, а из классической русской литературы, по-моему, несомненный лидер – это «Капитанская дочка» Александра Пушкина. Маша Миронова – прекрасный пример для наших девушек. Нельзя сказать, что современные подростки не читают – они читают, только совсем не то, что им советуют учителя, родители и библиотекари. Многое из того, что изучается в школе, ими просто отвергается. А «сами по себе» они читают в основном современную иностранную литературу, очень популярны, например, вампирические саги. Вообще необходима серьезная экспертиза такого рода книг. Наверное, это увлекательно, не спорю, но что душе не полезно, это точно. На мой взгляд, список, который будет составлен, обязательно должен содержать очень хорошие аннотации. Сейчас и детей, и взрослых все время настраивают на успех, и если люди «с именем» проаннотируют эти книги, это послужит дополнительным стимулом к их прочтению.
Почему сейчас перед нами стоит проблема «нечтения»? Можно назвать несколько причин. Современная массовая культура внушает человеку, что главное – это развлечение. У подавляющего большинства людей нет потребности к размышлению, а потому нет и интереса к серьезной литературе. Кроме того, хорошие книги зачастую проходят мимо читателей, потому что их сложно найти в магазинах. Посещать библиотеки некогда: люди рано уходят на работу, поздно приходят домой. Что касается конкретных предложений, то в читательских рейтингах сейчас лидируют Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Булгаков, Полевой, Ильф и Петров. Мальчикам очень желательно прочитать книги, воспитывающие мужество: Джека Лондона, Жюля Верна, Дюма. Девочкам-подросткам можно посоветовать «Джейн Эйр» Бронте. Потом нужно не забыть мифы народов мира, шедевры национальной литературы. Список из 100 пунктов будет для всего этого слишком тесен. Поможет ли составление такого списка бороться с падением интереса к чтению? Трудно сказать. Считается, что причина – в новых информационных технологиях, но ведь они уже очень прочно вошли в нашу жизнь, от этого никуда не уйти. Любопытно и то, что дети помладше читают лучше. Видимо, дошкольникам и младшим школьникам это еще интересно, и родители уделяют им больше внимания. А вот подростки, начиная с 6 класса, читают значительно меньше. Вероятно, большое количество предметов и загруженность дополнительными занятиями не оставляет времени для чтения. 9 – 11-е классы посещают библиотеку активно, но спрашивают только то, что изучается в школе. Существует еще одна важная причина того, что дети не читают: не читают родители. Когда мы на экскурсии спрашиваем детей, есть ли у них дома книги, большинство отвечает, что нет. А ведь польза домашней библиотеки огромна, и несомненно то, что воспитывать привычку к чтению, помимо учителей и библиотекарей, должна семья. Подготовила Светлана Гришина |
||||||||||||||
|
|