Председатель Правительства РФ Владимир Путин
, кандидат на должность Президента Российской Федерации, в одной из своих программных статей предлагает сформировать специальный список из 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. По мнению премьер-министра, это поможет сохранить русский культурный код, «дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа». В. В. Путин ссылается на опыт зарубежных стран, в частности, США, где давно действует подобная практика. К составлению списка он предлагает привлечь авторитетных в области культуры людей, а выпускным экзаменом сделать сочинение на темы прочитанного.

Эта инициатива сейчас активно обсуждается российской общественностью. Веб-портал cultinfo.ru предлагает вашему вниманию комментарии специалистов государственных библиотек области.

Белова Нелли Николаевна, директор Вологодской областной универсальной научной библиотеки:

Наконец-то сказано о том, что книги – это очень важно, без книг мы никто и ничто. И идея списка очень актуальна, хотя и не нова. За рубежом существует несколько вариантов таких списков, в которых, конечно, представлена в основном зарубежная литература, но есть и Лев Толстой, и Достоевский, и Булгаков. Есть и в России подобный опыт. Такие списки составляли Павленков, Крупская. Происходит это в те времена, когда надо противостоять воинствующей серости: зачем, мол, нам книги, зачем библиотеки и пр. А мне даже жаль ту молодежь, чье детство и юность прошли, например, без «Тимура и его команды», «Двух капитанов», «Открытой книги», «Алых парусов». Ведь это книги, которые формируют понятие о чести, порядочности, совести. В список обязательно должны войти произведения советских писателей-классиков, которые писали для детей. И без зарубежных авторов, конечно, не обойтись: как можно не включить, скажем, «Тома Сойера», «Овода», «Робинзона Крузо», «Дон Кихота»?

А дальше должна идти работа по продвижению чтения. Раньше в библиотеках был такой наплыв читателей, что дай бог справиться. Сегодня же необходима «наступательная» пропаганда книги. Одна из причин падения интереса к чтению в том, что среднему читателю стало сложно ориентироваться в огромном потоке издаваемой литературы – в этом плане рекомендательные списки были бы очень полезны. Тот список, о котором говорит премьер-министр, адресован школьникам. С ними библиотека работает очень активно. В прошлом году, например, мы впервые провели акцию «Читающий город», в которой нам помогал Вологодский театр кукол: на площади ребят встречали «герои» детских книг. У нас есть КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания) – специально оборудованный автобус, который тоже участвует в акциях в городе и области. Есть медиазал с современными компьютерами и интерактивной доской. На встречах с учителями мы всегда говорим, что у нас масса возможностей рассказывать о книге ярко и интересно.

Кербут Татьяна Германовна, заведующая Центром чтения Вологодской областной универсальной научной библиотеки:

Сегодня любой разговор о книге жизненно необходим. Как считают специалисты, мы уже потеряли два поколения читателей: сейчас есть «нечитающие» родители и «нечитающие» дети. И я думаю, что тенденция утраты интереса к чтению будет усиливаться в дальнейшем. Анализ работы библиотек области по продвижению чтения, с одной стороны, показывает, что в этом направлении ведется огромная работа, а с другой – констатирует печальный факт: количество людей, посещающих библиотеку, падает катастрофически! Почему это происходит?

Можно назвать много причин. Во-первых, это повсеместное распространение компьютеров и Интернета – они «съедают» время, которое раньше могло быть потрачено на чтение книги, кроме того, какое-то количество читателей переключилось на чтение электронных книг. Во-вторых, это так называемое «клиповое» сознание современного человека: мы привыкли к рекламе, привыкли получать готовый продукт, отучили работать свое воображение. Это очень затрудняет восприятие больших текстов. В-третьих, играет роль и экономическая ситуация в стране: в начале 1990-х годов произошло такое падение уровня жизни, что людям стало «не до книг», а сегодня значительная часть населения настолько занята работой, что просто не имеет времени для чтения. В-четвертых, книги, в том числе детские, стали очень дороги: далеко не каждый может позволить себе регулярно покупать их.

Но, с другой стороны, бесплатные и доступные библиотеки сегодня тоже не пользуются популярностью, хотя библиотекари прикладывают колоссальные усилия, чтобы возродить интерес к чтению. Что мы для этого делаем? Очень многое! «Рвемся» навстречу учителям: предлагаем библиотечные уроки, интерактивные экскурсии по библиотеке, рассказываем о новинках методической литературы. Библиотека выходит на улицы города: в этом году мы планируем участвовать во всероссийской акции «Библионочь», снова организуем мероприятие «Читающий город». Практика показывает, что интерес к чтению начинает падать где-то в 6 классе. Поэтому и возникла идея конкурса для подростков «Живая классика», где они должны будут прочитать вслух прозу. Каждый год проводится областной конкурс «Вологда читающая». Кстати, по итогам нынешнего конкурса мы хотим составить свой список из 100 книг, которые рекомендуют прочитать вологжане.

Для решения этой проблемы в целом по стране нужна именно политическая воля. Думаю, что премьер-министр предложил идею списка прежде всего для того, чтобы мы задумались о том, почему мы перестали читать. Ведь 100 книг – это на самом деле очень немного, это минимум для культурного человека. В качестве конкретных мер, которые помогли бы возродить интерес к чтению, можно предложить дальнейшую доработку и ратификацию Национальной программы поддержки и развития чтения, которая хорошо известна библиотечному сообществу и содержит конкретные рекомендации.

Трапезникова Ирина Николаевна, заведующая филиалом Вологодской областной юношеской библиотеки имени В. Ф. Тендрякова:

Подобные списки библиотекарями создаются постоянно: ведь существует рекомендательная библиография. Кроме того, списки лучших книг составляют многие известные культурные деятели. Но сделать такой список на государственном уровне было бы очень хорошо. На мой взгляд, его составлением должны заниматься ученые-литературоведы.

Если говорить об авторах, чьи книги я бы порекомендовала включить в список, то из современных я бы назвала Леонида Бородина, Василия Белова, Ольгу Фокину, Веру Галактионову, Анатолия Байбородина. Из зарубежной классики – Диккенса, Стивенсона, а из классической русской литературы, по-моему, несомненный лидер – это «Капитанская дочка» Александра Пушкина. Маша Миронова – прекрасный пример для наших девушек.

Нельзя сказать, что современные подростки не читают – они читают, только совсем не то, что им советуют учителя, родители и библиотекари. Многое из того, что изучается в школе, ими просто отвергается. А «сами по себе» они читают в основном современную иностранную литературу, очень популярны, например, вампирические саги. Вообще необходима серьезная экспертиза такого рода книг. Наверное, это увлекательно, не спорю, но что душе не полезно, это точно.

На мой взгляд, список, который будет составлен, обязательно должен содержать очень хорошие аннотации. Сейчас и детей, и взрослых все время настраивают на успех, и если люди «с именем» проаннотируют эти книги, это послужит дополнительным стимулом к их прочтению.

Почему сейчас перед нами стоит проблема «нечтения»? Можно назвать несколько причин. Современная массовая культура внушает человеку, что главное – это развлечение. У подавляющего большинства людей нет потребности к размышлению, а потому нет и интереса к серьезной литературе. Кроме того, хорошие книги зачастую проходят мимо читателей, потому что их сложно найти в магазинах. Посещать библиотеки некогда: люди рано уходят на работу, поздно приходят домой.

Сергеева-Христова Людмила Евгеньевна, главный библиотекарь инновационно-методического отдела Вологодской областной юношеской библиотеки имени В. Ф. Тендрякова:

Главное богатство страны не газ и нефть, а люди – люди культурные, образованные, любящие свою родину. А это невозможно без воспитания потребности в чтении. В настоящее время мы работаем над проектом для подростков «Взрослеем вместе с книгой». Будем читать и обсуждать со школьниками 7 – 9-х классов произведения современных авторов, в которых отражены сложные проблемы взросления (в первую очередь, нравственного), главный герой которых – их ровесник. Это, например, рассказы и повести Елены Габовой, повесть Надежды Васильевой «По прозвищу гуманоид», повесть нашего вологодского писателя Александра Ломковского «Я – Абакшин». Зарубежная литература будет представлена, в частности, повестью Анны Гавальда «35 кило надежды» – о французском подростке и его непростых отношениях в семье и школе. Эти авторы размышляют о проблемах совести, ответственности, милосердия и о многом другом, что волнует подростка независимо от того, в какой стране и в какое время он живет.

Чернышева Светлана Николаевна, заведующая отделом обслуживания младших читателей областной детской библиотеки:

Есть целый ряд книг, не прочитав которые в дошкольном и младшем школьном возрасте, человек, скорее всего, не прочитает уже никогда. А даже если и прочитает, то они не произведут на него должного впечатления. Это русские народные сказки, сказки Андерсена, Шарля Перро, Гофмана, братьев Гримм. Это Виталий Бианки, другие авторы, писавшие о природе. Нужна современная литература. Рассказы Василия Белова, стихи Александра Яшина – без них тоже нельзя. В общем, 100 книг – это очень немного! Наши обычные читатели, которые приходят в библиотеку где-то два раза в месяц, за один год читают около 50 книг. Но в любом случае составление такого списка, конечно, будет полезно – например, для родителей, которые часто просят дать им совет, что почитать с ребенком.

Курильская Татьяна Анатольевна, заведующая отделом абонементного обслуживания читателей 5 – 11 классов областной детской библиотеки:

Раньше такие списки главных книг назывались «золотой полкой», и эта идея представляется интересной. Библиотекари постоянно готовят аннотированные списки для читателей и учителей. Но одно дело – рекомендательный список, а другое дело – обязательный. Есть опасение, что дети воспримут его как дополнительную нагрузку – этого нельзя допускать. Также необходимо тщательно продумать, кто будет составлять этот список. Учителя? Библиотекари? Чиновники? Есть еще и такая опасность: составители списков начнут соревноваться в интеллектуальном развитии, и в список попадут слишком «заумные» книги.

Что касается конкретных предложений, то в читательских рейтингах сейчас лидируют Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Булгаков, Полевой, Ильф и Петров. Мальчикам очень желательно прочитать книги, воспитывающие мужество: Джека Лондона, Жюля Верна, Дюма. Девочкам-подросткам можно посоветовать «Джейн Эйр» Бронте. Потом нужно не забыть мифы народов мира, шедевры национальной литературы. Список из 100 пунктов будет для всего этого слишком тесен.

Поможет ли составление такого списка бороться с падением интереса к чтению? Трудно сказать. Считается, что причина – в новых информационных технологиях, но ведь они уже очень прочно вошли в нашу жизнь, от этого никуда не уйти. Любопытно и то, что дети помладше читают лучше. Видимо, дошкольникам и младшим школьникам это еще интересно, и родители уделяют им больше внимания. А вот подростки, начиная с 6 класса, читают значительно меньше. Вероятно, большое количество предметов и загруженность дополнительными занятиями не оставляет времени для чтения. 9 – 11-е классы посещают библиотеку активно, но спрашивают только то, что изучается в школе.

Существует еще одна важная причина того, что дети не читают: не читают родители. Когда мы на экскурсии спрашиваем детей, есть ли у них дома книги, большинство отвечает, что нет. А ведь польза домашней библиотеки огромна, и несомненно то, что воспитывать привычку к чтению, помимо учителей и библиотекарей, должна семья.

Подготовила Светлана Гришина

 

Теги: библиотека

Новости по теме