«Первое, что я узнала о Пушкине, это что его убили», – напишет Марина Цветаева в очерке «Мой Пушкин». Уже с трех лет ее занимала судьба поэта. Первое впечатление – от картины А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом», которая висела в спальне матери – оставило сильно потрясение и навсегда связало судьбу Цветаевой с творческим наследием Пушкина. Она находила в прозе и стихах поэта что-то другое, «свое». Отсюда и название очерка – «Мой Пушкин».

Пушкин один, но у каждого свой: акцент на этом был сделан в литературной гостиной, которая прошла 8 февраля 2014 года в Доме купца А.П. Самарина. Каждый ее участник мог представить «своего» Пушкина.

Валентина Боровицкая, член Союза писателей России, автор книг «Эпилог. Роман об И.С. Тургеневе», «Синяя тетрадь», «Перекресток» и др: «Из моих 8 книг нет ни одной, где не было бы должного внимания уделено Пушкину. О чем бы я ни начинала писать, получается, без опоры на Александра Сергеевича я не могу. Одно его изречение я повторяю почти каждый день: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”». Валентина Николаевна добавила несколько забавных штрихов к портрету молодого Пушкина.

«Этюды о Пушкине» вологодского писателя и литературоведа Виктора Гроссмана (1887– 1978) представила Елена Титова, к. ф.н., доцент кафедры литературы ВГПУ.

Виктор Азриэлевич предложил несколько иную трактовку произведений поэта. Есть мнение, что именно за свои столь неожиданные для того времени пушкинские изыскания Гроссман повторно попал в лагерь в 1948 году. Впервые он был репрессирован в 1937 году и в общей сложности провел в лагерях 15 лет. В Вологду он прибыл после того, как отбыл свой первый срок. Он стал преподавать на кафедре литературы Вологодского института и одновременно вел занятия для директоров вологодских школ. Особое внимание он уделял Пушкину – это был несомненный личный интерес и одновременно государственное требование к занятиям. Впоследствии часть своих рукописей он передал Исааку Подольному, благодаря которому и стал возможен их выход в свет. Часть «Этюдов» – это «главы, вычеркнутые редакторами из книг Гроссмана, вероятно, по соображениям времени». Изданные в миниформате (10*7 см), рукописи открывают порой неожиданные интерпретации произведений Пушкина.

«Еврейская попадья» (автор называл этот этюд «Маленькой повестью» или «Психологическим этюдом») и «Почетный академик» вышли в 2002 году. К 120-летию со дня рождения В. Гроссмана были изданы этюды «Пиковая дама» и «Татьяны милый идеал». В последнем Виктор Азриэлевич утверждал, что образ Татьяны списан с Марии Раевской (Волконской).

Особое внимание уделила Елена Титова книге Гроссмана «Евгений Онегин: наблюдения и комментарии» (2012): «Виктору Азриэлевичу удалось снять тяжесть известных нам формул Белинского: «Энциклопедия русской жизни» и др. Он доказывает, что известный критик был не прав в оценке героев произведения. Например, говорит о том, что Онегин не был равнодушен к Татьяне с первой встречи. Он сразу был влюблен в нее. Но мысль о браке в тот момент была для него недопустима».

Не совпадают точка зрения Гроссмана и Белинского еще в одном вопросе: Виктор Гроссман полагал, что Татьяна позже полюбила своего мужа, и ее преданность была вовсе не следствием высокой нравственности и жертвенности. Исследователь приходит к выводу, что все печальные события романа: гибель Ленского, несостоявшееся счастье Онегина и Татьяны и др. – обусловлены дворянским укладом с его бескомпромиссным идеалом: «Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!».

Борис Гранатов, художественный руководитель Вологодского театра для детей и молодежи, рассказал, что однажды исполнял роль писателя: «Когда я был юн – лет в 28 – мне пришлось самому сыграть Пушкина. Это был дипломный спектакль на актерском факультете. Два года я вплотную занимался Пушкиным, я ездил в Ленинград, познакомился там с экскурсоводами на Мойке, 12. Мне даже разрешили посидеть ночью одному в кабинете Пушкина. Это было удивительное впечатление».

Свое видение Пушкина предложили руководители и воспитанники театра-студии «ПодРосток» (ДТДиМ). Владимир Шахов исполнил авторскую песню «Разговор с поэтом». Выпускники студии, артисты творческого объединения «СТЭП» Дмитрий Мухин и Алена Городилова представили свою трактовку повести «Пиковая дама».

В исполнении Александры Колотий (партия фортепиано – Мария Козлова) и Индиры Агасиевой (партия фортепиано – Наталья Котова) прозвучали романсы на стихи поэта.

Юлия Шутова
 

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды и Череповца

 




































return_links(); ?>