28 марта 2014 года в Музее кружева открылась выставка «Народное искусство Рязанского края», организованная совместно с Рязанским государственным областным художественным музеем им. И. П. Пожалостина. Экспозиция радует цветом и настроением, удивляет яркостью красок и богатством оформления народного костюма. Сопоставить Рязань и Вологду как известные центры кружевоплетения – давняя мечта сотрудников Вологодского музея-заповедника. Выставка, по мнению музейщиков, должна вызвать отклик у публики своей необычностью – ведь со дня открытия Музея кружева здесь экспонировалось в основном кружево европейское, поскольку именно в Европе кружевоплетение зародилось и развивалось как промысел и как искусство. Нынешняя экспозиция знакомит с кружевом одного из регионов России. О своеобразии народного искусства Рязанской земли рассказала Ирина Денисова, заместитель директора музея им. Пожалостина по научной работе. Рязанским мастерицам издавна были знакомы все основные виды кружева: многопарное, сцепное, но самое распространенное – численное цветное михайловское кружево, развивавшееся в Михайловском уезде. Оно бытовало в крестьянской среде, выплеталось из очень плотных нитей, кружевное полотно имело мало просветов. Это кружево гармонично вписывалось в ансамбль народного костюма, который отличался обилием декоративных элементов. Других предметов обихода, которые богато украшались, на Рязанской земле не встречается, за исключением полотенец. По одной из версий, это объясняется тем, что рязанские земли были приграничной территорией, часто подвергавшейся нападениям, поэтому украшалось только то, что можно быстро унести на себе. Тесной связью с костюмом обусловлено и то, что орнамент получил развитие в полосе: михайловское кружево – это мерное кружево. Преобладает в нем красный цвет и традиционные для южнорусских районов геометрические формы. Особенностью численного кружева является то, что плетется оно без сколка – шаблона из бумаги с нанесенным на него рисунком, поэтому узор мастерица должна держать в голове. На выставке преобладают работы мастеров второй половины ХХ века, благодаря которым традиции вышивки и кружева Рязанского края сохранились до наших дней. Одна из ведущих мастериц, народный художник России Диана Смирнова, во многом модернизировала технику плетения численного михайловского кружева – ввела сколок, чтобы, не меняя численной техники, выполнять оплеты для салфеток и скатертей, тем самым расширить ассортимент изделий. Современные вышивальщицы тоже экспериментируют: выводят вышивку за пределы орнаментальной полосы и создают многокрасочные вышитые панно. Интересно познакомиться с кадомским венизом – так называется уникальный промысел, получивший название от городка Кадом. Там в XIX – ХХ веках развивалась особая техника вышивки: изделия с венизом напоминают венецианское кружево. Считается, что именно под его влиянием и возник этот промысел, перекочевавший в крестьянскую среду из монастырских мастерских. В советский период в Рязанской области существовало более 50 вышивальных и кружевных артелей, сейчас же бытование этих традиционных промыслов резко сократилось. Сотрудники и Рязанского и Вологодского музеев надеются, что нынешняя выставка в Музее кружева станет еще одним аргументом в пользу сохранения народного искусства: ведь в нем содержится культурный код нации, без которого она не может существовать. Впечатление от вышивки, кружева и яркого народного костюма дополняет представленная на выставке скопинская декоративная керамика. Выставка «Народное искусство Рязанского края» будет работать в Музее кружева до 31 августа 2014 года. Светлана Гришина | ||
|
return_links(); ?>