Знали ли вы, что полного комментированного собрания сочинений Пушкина нет до сих пор, а обычный прижизненный тираж его произведений составлял 1200 экземпляров? Самые меткие и острые стихи расходились в списках, переписывались и передавались из уст в уста, а подцензурные произведения проходили строжайшую проверку. Об этом в день рождения великого писателя в конференц-зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника рассказала Алина Бодрова, кандидат филологических наук, научный сотрудник Пушкинского Дома, доцент Высшей школы экономики, участник академических собраний сочинений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского.
В рамках публичных бесед «Нездешние встречи» она прочитала лекцию «Пушкин печатный и непечатный: дореволюционная и советская цензура на страже пушкинских текстов».
«Современный Пушкин ассоциируется с большим количеством томов, – рассказала Алина Сергеевна. – Но при его жизни было издано 35 книжечек, в основном довольно тонких… Это издания отдельных произведений: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»…Кроме того, Пушкин печатался в периодике. Имелись тексты, опубликованные только в журнале или газете, которые потом не перепечатывались нигде. Существенная часть стихов Пушкина ходила в рукописях, а помимо этого были и такие тексты, которые он не только не печатал, но и не распространял в списках. Некоторые сейчас нам известные тексты никогда не были доведены им до окончательного вида. Когда Пушкин погиб, Василий Жуковский, его наставник и друг, получивший от императора Николая I поручение участвовать в разборе рукописей Пушкина, готовя первое посмертное собрание поэта, включил в него, помимо прижизненных публикаций, ещё ряд не напечатанных прежде текстов».
Всем известного «Евгения Онегина» современники Пушкина могли «смотреть», как сериал, который длился целых семь лет! Роман в стихах выходил по главам: первая вышла в Санкт-Петербурге в 1825 году, а восьмая – аж в 1832-м!
Большинство известнейших произведений поэта было напечатано после его смерти. Естественно, что ода «Вольность» и послание «Во глубине сибирских руд…» при жизни Пушкина не печатались. «Храни меня мой талисман» и «Признание» («Я Вас люблю, хотя бешусь…») – тоже.
Порой Пушкин не печатал стихи не потому, что их запрещала цензура, а потому, что он изначально не предназначал их для печати. Важно, что Александр Сергеевич не оспаривал сам факт существования цензуры. Он был согласен на строгую цензуру, «но не на бессмысленную». Ни Пушкин, ни многие другие писатели его времени не считали, что цензура должна быть полностью упразднена, однако она должна быть осмысленной.
После лекции слушатели и Алина Бодрова вступили в диалог. Полную лекцию «Пушкин печатный и непечатный» можно посмотреть на youtube-канале Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Пушкин