Премьерный показ культурно-просветительской программы состоялся в конце мая в «Русском доме» и был с восторгом воспринят публикой. Проект – победитель конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл» в 2021 году и в первую очередь ориентирован на школьников и молодежь. Но, безусловно, программа «Игнатий Брянчанинов и Михаил Глинка: духовный диалог» будет интересна всем ценителям хорового искусства.
Программа «Игнатий Брянчанинов и Михаил Глинка: духовный диалог» – это попытка художественного представления той духовной работы, которая происходила в течение всей жизни композитора под влиянием разных событий, что зафиксировано документально в его Записках, письмах и музыкальных произведениях.
Михаил Глинка умер в Германии, где обучался сохранившемуся «строгому стилю» церковного песнопения и куда он поехал в поисках особой русской гармонии для своей духовной музыки. По стечению обстоятельств рядом с Глинкой не оказалось русского священника, поэтому он уходил без покаяния.
В музыкально-драматической программе в последний день жизни рядом с композитором Мишелем Глинкой (артист Александр Лобанцев) – пастырь, епископ Игнатий (артист Андрей Светоносов). Перед смертью герой вновь переживает важные моменты своей жизни, вместе с пастырем проходит путь покаяния и духовного очищения. За порогом его ждёт «бесценная ангел-маменька» (заслуженная артистка РФ Ирина Джапакова) – еще один персонаж программы. Маменька чутко и бережно ведёт Мишеля сквозь жизненные перипетии. Композитор тяжело переносил утрату единственной женщины, которой полностью доверял и пережил её всего на 6 лет.
В тексте программы нет выдуманных диалогов, это документальные свидетельства разных авторов – письма, воспоминания, очерки. Перед автором драматургического материала (Екатерина Оганян) стояла сложная задача – соединить разговорную речь с эпистолярным жанром и жанром наставления, который чаще всего свойственен работам епископа Игнатия. Музыка в исполнении Хоровой капеллы города Вологды имени В. М. Сергеева не только иллюстрировала сюжет, но являлась необходимым связующим звеном между частями пьесы. Музыкальная программа, предложенная художественным руководителем капеллы Еленой Назимовой, состояла из светских и духовных произведений Михаила Глинки, а также сочинений А. Архангельского, Д. Бортнянского, В. Калинникова. Фортепианные партии исполнила Ирина Серова. Концепцию постановки разработал режиссер Яков Рубин, который создал музыкально-театральное действо с гармоничным видеорядом (видеограф Владислав Калашников), спектакль с оригинальной художественной формой и глубоким идейным содержанием.
Имя Михаила Глинки известно каждому, его музыка давно уже вошла в привычный быт. Иногда мы с удивлением узнаём о знакомой мелодии – так это Глинка? Первый национальный композитор, творец, классик. Русский Моцарт. Пушкин в музыке. Так называли и до сих пор называют Михаила Глинку музыковеды. Недавняя монография Е.В. Лобанковой раскрывает живую, противоречивую натуру Михаила Ивановича Глинки, человека своего времени и определённого социального круга. Исторический контекст меняет отношение ко многим событиям жизни композитора, и важными оказываются встречи, письма и обстоятельства, на которые почти не обращали внимание исследователи. Одно из таких важных событий – встреча и общение Глинки с епископом Игнатием Брянчаниновым. Вероятно, они встречались и до 1855 года в светских гостиных, куда был вхож прекрасно образованный, принадлежащий к старинной дворянской фамилии епископ Игнатий и где блистал композитор и виртуозный исполнитель Михаил Глинка. Но именно в 1855 году их общение стало плодотворным. В то время известный богослов и проповедник был настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, расположенной на берегу Финского залива рядом с Петербургом. Особое внимание епископ уделял богослужебному пению и голосам поющих, чем заинтересовал Глинку. С епископом Игнатием композитор беседовал на философские темы. И взгляды архимандрита значительно повлияли на мировоззрение Глинки и его мысли о собственном творчестве.
По просьбе композитора святитель Игнатий записал их беседы. Так появилось философское сочинение епископа «Христианский пастырь и христианин-художник».
Глинкой написано только 5 сочинений на строго духовную тематику: «Херувимская», «Боже сил», «С небеси услыши», «Ектения» и «Да исправится молитва моя». Едва начавшаяся в этом направлении работа оборвалась вместе с жизнью композитора в 1857 году. Глинка поставил перед собой сложную творческую задачу гармонизировать древний русский распев. Под влиянием итальянских композиторов и их последователей церковное пение того времени было европейским по стилю и ритмике. Глинка работал над возвращением самобытного древнего распева, основанного на церковных ладах, без диссонансов и хроматизмов. Уже в начале XX века дело, начатое Глинкой, будет продолжено целой плеядой музыкально одаренных и высокообразованных композиторов.
Теги: Хоровая академическая капелла, хор, Игнатий Брянчанинов, концерт, Елена Назимова