Советские телефоны, радиоприемники и телевизоры представлены на новых выставках в Музее вологодских сталкеров.

Экспозиция «Это – радио» приурочена к 130-летию изобретения радио Александром Поповым. Здесь можно проследить, как изменялись радиоприемники: это и довоенные «тарелки», которые могли быть настольными и настенными, экспонаты с деревянными корпусами, а затем и пластиковыми. Есть на выставке и «звездный» радиоприемник «Москвич»: эта модель попала в кадр фильма «Москва слезам не верит». Аппарат выпускался с 1948 года на Московском радиозаводе. За свою простоту и доступность по цене он стал поистине народным. Модель оказалась настолько удачной, что ее производили также в КНР и Румынии.

Юных посетителей заинтересует радиоконструктор. Из деталей набора можно собрать простейший радиоприемник. В музее также представлена и условная сельская радиостанция со студийным микрофоном и проигрывателем для воспроизведения музыки по заявкам.

Рядом размещается интерактивная выставка «Позвони, мне позвони!», на которой показаны телефонные аппараты. Пять из них работают, и это уникальная возможность «вернуться в прошлое», покрутить диск и услышать звонок.

Когда-то телефонная связь требовала много места, и даже небольшой с виду телефонный коммутатор 70-х годов для связи внутри здания мог работать только в комплекте с громоздким шифоньером, где находилась «начинка», с помощью которой осуществлялось соединение. Еще до революции и в ранние советские годы телефонные станции занимали большие здания, а соединяли абонентов барышни-телефонистки. Первую автоматическую телефонную станцию построили в Ростове-на-Дону в 1926 году, а еще до нее, в 1922 году, подобную смонтировали в Кремле на 100 номеров для правительственной связи. Активно расти число АТС начало только в 70-80-е, но телефон дома и тогда для кого-то мог быть по-прежнему недоступной роскошью.

«В молодых микрорайонах, где ставились свои телефонные станции, в новостройках можно было заполучить телефон без очереди. А в старых районах, где телефонная сеть уже сформировалась, приходилось ждать годами, когда кто-то откажется, служебный телефон снимут или решат все-таки увеличить емкость станции. Если у тебя был телефон, ты мог, например, заказать телефонный разговор с абонентом в другом городе. Опять же, при условии, что у него тоже был телефонный аппарат. Если, например, ни у тебя, ни у него не было, то вас ждала долгая процедура. Нужно было приходить на почту, на переговорный пункт, заказывать там за несколько дней разговор. Собеседнику приходила телеграма, что его вызывают в такое-то время в переговорный пункт. Оба должны были явиться к назначенному времени, но это не значило, что ты сразу поговоришь, иногда ждать в очереди приходилось в течение часа. Сам разговор ограничивался. То есть, если ты заказал разговор на 3 минуты, то за 15 секунд до лимита телефонист вклинивался в разговор, а дальше отсоединяли и подключали следующего абонента», – рассказал руководитель Музея вологодских сталкеров Олег Шаров.

И сейчас в Вологде можно увидеть пустующие или переоборудованные здания телефонных станций на ул. Герцена, Щетинина. Типовое здание было рассчитано на 10 000 номеров.

Отдельный раздел в музее посвящен телевидению. На полках теснятся телевизоры, начиная с 50-х годов. Среди них есть удобная переносная модель, которая экспортировалась в Европу. Такой телевизор можно было брать с собой в путешествия. Желающим также предлагают почувствовать всю тяжесть работы оператором и водрузить на плечо советскую телевизионную камеру.

Выставки, посвященные радио, телевидению и телефонии, можно посетить до декабря по записи в группе.

0+
Теги: музей вологодских сталкеров
Алина Махлина

Новости по теме