Известный кинооператор, фотохудожник, публицист, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Дмитриевич Заболоцкий ушел из жизни 16 января на 91-м году жизни.
Более 40 лет Анатолий Заболоцкий дружил с Василием Беловым, а познакомил их Василий Шукшин. Близкий друг двух Василиев – Белова и Шукшина – он был их единомышленником и ярым сподвижником, считавшим делом всей своей жизни сохранение памяти о талантливых творцах русской культуры.
Анатолий Дмитриевич не раз бывал на Вологодчине в гостях у Белова. В деревне Гридинская (рядом с беловской Тимонихой) у него находится дом, который ему подарил Василий Белов.
Анатолий Заболоцкий родился в 1935 году в Сибири, в Красноярском крае. В 1960 году закончил операторский факультет ВГИКа, работал на девяти киностудиях СССР кинооператором-постановщиком. Снял 15 игровых фильмов, которые сегодня являются классикой отечественного кинематографа. Именно он был оператором-постановщиком на знаменитых фильмах Василия Шукшина «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1973), съемки которого проходили в Белозерском районе, а в 1977 году в Вологде вместе с режиссером Сергеем Никоненко снимал «Целуются зори» по одноимённой повести Василия Белова. Кроме того, в творческом багаже Анатолия Заболоцкого – 8 документальных фильмов: «Мелочи жизни» также снимали на Вологодчине.
Операторская деятельность Анатолия Дмитриевича отмечена многочисленными наградами, его называют создателем операторской школы в белорусском кинематографе, а киноповесть «Через кладбище», снятая им совместно с режиссером Виктором Туровым, вошла в Список ЮНЕСКО «100 лучших фильмов о войне».
Заболоцкий также является мастером художественной фотографии. Его фотоработы украшают различные художественные и документальные издания: он иллюстрировал произведения Владимира Солоухина («Письма из русского музея») и Василия Белова («Лад: Очерки о народной эстетике»), юбилейное издание «Слово о полку Игореве: 800 лет» и «Лик Православия» (со вступительной статьей В. Крупина), выпустил художественный альбом «Живописное собрание писателя В.И. Белова». Фотовыставки Анатолия Заболоцкого проходили в Москве (в Храме Христа Спасителя, выставочном комплексе «Манеж»), Абакане, Перми, Череповце, Вологде и других городах. Вышло более 40 книг, альбомов, календарей с его фотографиями.
Как публицист Анатолий Заболоцкий – член Союза писателей России – известен воспоминаниями о В.Шукшине «Шукшин в кадре и за кадром», книгой «Живописное собрание писателя В. И. Белова и живопись слова в его произведениях». Дневниковые записи фотохудожника вошли в издание «Хронология жизни в профессии».
В 2020 году Анатолий Заболоцкий дал большое интервью cultinfo.ru, где поделился своими воспоминаниями и размышлениями. Беседа проходила в Музее-квартире В.И. Белова – Заболоцкий был добрым другом музея, принимал участие в его открытии в 2015 году и активно сотрудничал на протяжении 10 лет. В дар музею-квартире Заболоцкий передал издание беловского «Лада» 2017 года, иллюстрированное им и снабженное такой дарственной надписью: «”Белович”, увидишь, тебе музей спроворят скоро», – весело пророчил Шукшин в 1970-м году… Музей-квартира волею судеб Верховной власти случился… Если удастся музею продержаться хотя бы полвека – угнездятся фонды, появятся исследователи письма и смыслов Белова. Приношу фонду кирпич, вокруг которого топтался 40 лет, пытаясь не иллюстрировать текст, а создать зрительный образ текстов “Лада”».
Творческие встречи с Анатолием Заболоцким во время его приездов в Вологду проходили и в других музеях. Одна из таких встреч состоялась в 2022 году, в год 90-летия Василия Белова, в Доме Корбакова, где работала фотовыставка Заболоцкого «Жизнь подарила увидеть»: более 80 снимков разных лет, связанных с его другом и единомышленником.
Похороны Анатолия Заболоцкого пройдут 20 января на Троекуровском кладбище в Москве.
***
Музей-квартира В.И.Белова: памяти Анатолия Заболоцкого
(научный сотрудник Эльвира Трикоз)
Музей-квартира Белова и две вологодские деревни Гридинская и Тимониха – те места, куда Анатолий Дмитриевич приезжал по несколько раз в год. В деревенские дома он рвался из Москвы не только, чтобы отдохнуть и «перезагрузиться», но и проверить сохранность беловского дома, за судьбу которого он очень переживал: знал, как деревенские дома, будучи без присмотра, могли одним днём лечь на землю. Он очень хотел, чтобы музей Белову был создан именно в Тимонихе. И об этом часто говорил на камеру и в интервью для печатных СМИ. Туда он возил своих влиятельных и творческих людей, которых погружал в беловский избяной дух, «крестьянскую Атлантиду».
В музее есть история приездов этого великого человека, посвятившего жизнь служению своим друзьям Василиям Белову и Шукшину. Почти в каждый визит А.Д. Заболоцкий одаривал мемориальный музей – не только новыми изданными книгами, но и откровениями, не описанными ещё в книгах.
18 июня 2020 года, когда «вовсю заварилась» (слова Заболоцкого) история с созданием памятника Белову, Анатолий Дмитриевич пришел в музей в растрепанных чувствах, сказал: «И свои гробовые деньги отдам на памятник Васе – но он точно будет!... Уезжаю из Москвы на все лето дописывать книгу: надо развенчивать мифы о Шукшине». Не сказал он тогда, что это будет книга воспоминаний «Хронология жизни в профессии», которая вышла в 2022 году в издательстве «Книжный мир». В ней очень много страниц посвящено Василию Макаровичу, в том числе в подробностях написано о нескольких днях до и после смерти Шукшина.
Немногословность и при этом категоричность, как определенный тип защиты своей правды, которая триста раз была проверена на собственном опыте Анатолием Дмитриевичем, не давала разговориться с оператором, особенно в первые годы существования музея. Да и такая разница в возрасте была между нами и им, и не только в возрасте, а в понимании его того, что его «в лесном краю никто не ждёт» – все друзья по духу, «по веку», по сердечным переживаниям ушли. И он один идет вперед:
Когда вокруг ни друга, ни врага,
когда толпа знаменами полощет, –
на горький дым родного очага
я каждый раз иду как бы на ощупь.
Кстати, если бы не та возможность задавать ему любые вопросы в музее, то и не узнали бы, что стихотворение-посвящение Заболоцкому было написано в 1985 году, когда впервые Заболоцкий после смерти Шукшина встречал Новый год в деревне даже без Белова, потому что писатель уехал по просьбе Раисы Максимовны Горбачевой в Финляндию к президенту, очень уважавшему творчество нашего земляка, особенно «Плотницкие рассказы». После приезда в качестве подарка Заболоцкому он вручил стихотворение…
Разговоры в музее не всегда были простыми, особенно если происходили после встреч с чиновниками или когда какая-то информация на новой выставке в квартире разбивала хрусталь его правды. Так было, например, 5 апреля 2018 года.
Фотохудожник пришёл в вологодскую квартиру, точнее «заскочил на минуточку». В прихожей увидел фотографии со съёмок «Целуются зори», переданные режиссером С.П. Никоненко в музейный фонд. Заболоцкий вгляделся в каждую, а потом сказал: «Ни на одной нет меня!». А дальше он стал говорить о неприглядной закулисной истории съёмок фильма и том, как многие виды беловской Вологды не вошли в фильм. Это было очень грустным откровением.
Конечно, всегда хотелось именно в формулировке Заболоцкого услышать, как сам для себя он определяет это служение друзьям. В 2022 году он кратко ответил: «Никак. Просто мне важно было сделать то, что они не смогли или не успели. Потому что потом это никто не будет больше делать. И это благодарность моя им за то, что в своё время они помогли мне, спасли от нападок “Мосфильма”, “Беларусьфильм”».