Музей этнографии
Музей рассказывает о народном искусстве Устюжского края, представляя лучшие образцы узорного ткачества, вышивки, кубовой набойки, резьбы и росписи по дереву, ковки и просечки, керамики XVII – начала XX вв. Именно здесь вам расскажут о визитных карточках Устюга минувшего, о том, что выделяло его среди других городов, а также о быте городских жителей.
Среди северянок устюжанку было видно сразу. Великий Устюг отличало многоцветье в народном костюме, и музейщики называют это первым модным брендом территории. Устюжские девушки ткали наряды не двухцветные, как это чаще всего делали на севере, они использовали множество цветов и яркие нити: на оранжевом фоне появлялась зеленая, синяя, фиолетовая, желтая и ярко-красная вышивка. Это многоцветье было характерно не только для сарафанов и рубах, но и для ткачества в целом – косынки, передники, полотенца также поражают своей яркостью. Сюжеты вышивки были достаточно архаичны, но выполнялись нитками всех доступных цветов. Конечно, были и традиционные бело-красные тканые вещи, но устюжанки предпочитали выделяться. Они были небедными, и даже девушки, которые жили в пригороде, могли прикупить себе что-то на ярмарках. Также устюжскую красавицу отличали изящно украшенные головные уборы.
Одним из самых популярных в музее является занятие, посвященное обработке льна и прядению. Столичные туристы, например, заказывают эту программу всегда. В музейном зале показаны все этапы сбора и обработки льна, а у посетителей есть возможность лен мять, трепать и чесать. Все инструменты для этого предоставят. Хотите прясть? Нет проблем, в зале есть три прялки. Но музейщики не обещают, что всё будет просто. На Руси девочку сажали за прялку в пять-шесть лет, и пряла она до самой смерти. Современной женщине в первый раз будет сложно, и нитка не раз порвется. Хотя музейщики отмечают: у некоторых как будто есть связь с предками – с первого раза ниточка получается ровной и не обрывается. Но это редкость.
Самым распространенным в Устюге мужским ремеслом было кузнечное. С XVII века город был известен изысканными предметами в технике просечного железа. Это своего рода металлическое кружево, которое украшало ворота, решетки окон, разные декоративные изделия. Еще один бренд Устюга – сундуки-теремки. Называли их так, потому что по форме они напоминали древнерусский терем. Они всегда были богато украшены, оковывались полосами железа с просечным узором, а под железо подкладывалась подкрашенная слюда. Внутри их расписывали устюжской росписью. Начиная с XVII века, эти сундуки пользовались огромным спросом, хотя были дорогим удовольствием (работа столяра, кузнеца, художника). На столичных и крупных ярмарках их быстро скупали, поэтому сегодня во многих музеях, которые имеют коллекцию народного искусства, в числе шедевров обязательно есть устюжский сундучок. Или сундучище, на котором могли спать и в котором хранили одежду, ведь в старину сундук заменял шкаф.
По праву гордится Устюг уникальной техникой обработки металла, которая называется мороз по жести. Способ этот возник во второй половине XIX века и здесь же «исчез» – последний мастер мороза по жести умер в 1972 году. Секреты промысла передавались по наследству. Раскаленный тонкий лист жести обрабатывали кислотами, которые, вскипая, оставляли на металле узор, подобный рисункам мороза на оконном стекле. По всей России и за границей славились устюжские шкатулки «с морозом», которые обычно имели замки с секретом – иногда их количество доходило до 24-х!
В музее этнографии представлена одна из самых богатых коллекций прялок на Русском Севере. Их собирали во время музейных экспедиций, начиная с 1960-х годов. Здесь можно увидеть прялки с уфтюжской, борецкой, пермогорской, пучужской росписями. Вологжанам будут интересны прялки из современного Нюксенского, Тарногского, Кичменгско-Городецкого районов. Одна из самых старинных прялок датирована первой половиной XIX века.
В зале керамики, которая в принципе была распространена в каждой местности, особое внимание уделено уникальному мастеру Николаю Чернецкому (1909–1990). Он занимался этим ремеслом практически всю жизнь. Устюжанин прошел две войны – Финскую и Великую Отечественную – и каждый раз возвращался к любимому делу. На устюженской земле гончарным промыслом славились отдельные деревни, и особенно гордилась своими изделиями деревня Павшино.
Для детей проводятся интерактивные занятия. Их знакомят с обстановкой северной избы, которая воссоздана в музее, загадывают им загадки и рассказывают истории, связанные с бытом наших предков. Часть предметов в музейной избе они могут подержать в руках и даже попробовать использовать их по назначению. В зале с игрушками ребята внимательно рассматривают то, чем играли их сверстники много лет назад. Зимой проводятся рождественские и святочные программы. Все ребята могут попробовать себя в обработке льна или ткачестве поясов.