Фондохранилище музея
Обычно музейные депозитарии закрыты для посетителей, но в Устюге сделали исключение и открыли доступ к своим сокровищам – но не ко всем, а только к тем, которые могут мужественно переносить воздействие окружающей среды.
Здание XIX века, в котором находится музей, много раз перестраивалось. Изначально это были складские помещения усадьбы Чебаевского. В 1918 году склад переоборудовали под кинотеатр «Паризиана», в 1921-м он получил модное название «Октябрьский», затем стал клубом имени Виноградова, кинотеатром «Темп» – и так вплоть до 1980-го года одно за другим менялись учреждения и названия. В конце 80-х здание передали музею.
Сегодня здесь размещаются многочисленные музейные собрания, среди которых изразцы и прялки, старинная мебель, коллекция художественной бересты, изделия из кости, самовары, фарфор, фаянс, книги, элементы костюма и хит среди мужчин – набор этикеток от конфет (в чем секрет, чуть ниже).
Детей заинтересуют интерактивные занятия, где они попробуют собрать самовар на скорость и узнают, что такое чай вприглядку, вприкуску и вприлизку. Мастера резьбы и росписи по бересте помогут выполнить сувенир на память.
А еще в депозитарии живет «Голубка Пикассо».
В Великом Устюге представлен 7-й вариант голубки, выполненный художником для плаката Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир, проходившего в 1962-м году в Москве. Литографию Пикассо передал устюжанам график Илья Богдеско. Что интересно, Илья Трофимович считал, что не был в Устюге до того момента, как приехал передавать часть своей коллекции в фонды музея. Но во время экскурсии по Михайло-Архангельскому монастырю он увидел храмовую стенопись и вспомнил, как еще студентом был поражен величием многометровой фрески с распятым монахом. Богдеско передавал свои коллекции Великому Устюгу несколько раз и пополнил музейные фонды работами Альтдорфера, Дюрера, Хогарта, Берхема, Китагавы Утамаро, картинами отечественных графиков Епифанова, Верейского, Рудакова, Поплавского и др.
Итак, полюбуемся сокровищами депозитария:
Корона подвенечная.
Шемогодская резьба по бересте – фирменный устюжский промысел.
Коллекция изделий из кости небольшая, однако здесь представлены все виды кости и способы обработки. Позволить себе такую роскошь могли далеко не все, но богатый купеческий Устюг ни в чем себе не отказывал…
Памятная коронационная эмалированная кружка с вензелями Их Величеств. Такие кружки раздавали по случаю коронации в мае 1896 года императора Николая II его супруги Александры Фёдоровны. В массовой давке за обладаниями царскими гостинцами (а это кружка, хлеб, колбаса, пряник, мешочек сладостей и платок), тогда погибли 1379 человек и около 1000 были покалечены. Свидетелем событий на Ходынском поле стал наш земляк писатель Владимир Гиляровский.
Рюмочки с двумя мухами. Рассказывают, что при помощи такой рюмки владельцы трактиров избавлялись от подвыпивших посетителей.
Под коллекцию изделий из металла отведен отдельный зал. В основном это самовары, самый ранний из которых датируется концом XVIII века.
Справа – сахарная голова. Она стоила очень дорого. В XIX веке в Устюге сложился такой обычай: когда жених сватался к своей невесте, он должен был ей подарить сахарную голову, завернутую в желтую шаль и обернутую лентами. Таким символичным подарком он обещал невесте сладкую, как сахар, жизнь.
В жестяных коробках продавался чай и сладости.
Цепочка из миниатюрных замочков, к каждому из которых имеется свой ключик. Изготовлена братьями Юферицыными. На такой цепочке устюжские купцы носили карманные часы.
Наконец, про конфетные обертки. В начале XX века кондитерская фабрика Ноготкова выпустила карамель с оригинальным названием «10 заповедей для замужних».
Как рассказывают экскурсоводы, мужчины, читая заповеди, приходят в восторг. Еще бы:
– «Ежедневно благодари его на коленях, что не осталась в старых девах»,
– «Поддержи его лаской и любовью, когда он возвращается пьяным и буйствует»,
– «Выбор прислуги предоставь ему, он в этом толку больше знает»,
– «И да будет он господином в своем доме, и да будет его благополучие твоей первой и единственной заботой»,
– «Его ударившую руку поцелуй, ибо он желает тебе добра»,
– «Если кто посягнет на твою честь, немедленно скажи ему об этом, пусть его накажет. Но если он любит другую, радуйся и услащай его счастье»,
– «Ежедневно приготовляй его любимые блюда даже ценой твоей тошноты»,
– «Если он и семь раз в неделю оставлял домашний очаг, не упрекай и напутствуй ему»,
– «Не прекословь ему, когда назовет тебя старой, отжившей и прочее».
Еще была серия карамели «Пословицы и поговорки» и «Кооперативная». Последняя сопровождалась такой частушкой: «В этот день международный веселимся, празднуем, ноет в грусти безысходной сердце буржуазное».
Сердце фондохранилища – это коллекция прялок и изразцов.
Самые красивые и нарядные – это северодвинские прялки. Роспись на них выполнялась потомственными художниками в деревнях, расположенных вдоль Северной Двины.
На этой прялке изображена новинка того времени – пароход. И указано имя владелицы – Глафира.
Кабинет мужчины: письменный стол, стул, кресло, секретерка.
Кресло резное в народном стиле. Спинка в виде конской дуги, на ней вырезана поговорка: «Тише едешь, дальше будешь». Подлокотники в виде воткнутых в сиденье топоров, на сиденье вырезаны рабочие рукавицы. Придумал подобное кресло петербургский резчик Шутов в конце XIX века, а это кресло скопировал неизвестный резчик.
Отреставрированная женская накидка из бисера и бусин.
Слева направо: 1. буфет угловой, панирован орехом, наверху были наклонные полки, куда ставились декоративные тарелки. Такие угловые буфеты часто переделывали под киотники для хранения икон; 2. буфет с резьбой в стиле неоренессанс, украшен фигурками львов и сирен; 3. буфет-горка, в него ставили самую красивую посуду.
Печные изразцы – ради них одних стоит посетить депозитарий. В XVII-XIX веках Устюг был крупным центром изразцового искусства. Местные мастера создали свою собственную школу поливной и многоцветной керамики.
Печка небольших размеров из дома краеведа Вениамина Петровича Шляпина. Для изготовления были использованы разновременные изразцы: более ранние относятся к XVIII веку, более поздние начала XIX века.
Эта печка собрана по аналогии с той, что стоит в церкви Сергия Радонежского в деревне Дымково. Она немного уже, но той же высоты. Мастер использовал изразцы разных форм: изразцы-ножки, арки, валики, карнизные, каблучки.
Типичные устюжские рельефные изразцы с мотивом «барочные часы». Такой рисунок мог собираться из 4 и даже 7 изразцов, как на фото.
Характерные цвета для устюжских изразцов – изумрудно-зеленый, желтый, белый, коричневый и синий.
Изразцы с сюжетной росписью на голландский манер с надписями: «Иду до дома своего», «Путь мой далек», «Олень дикая».
Рисунок ни на одном из крупных изразцов не повторяется. Верх этой печи в стиле барокко украшал ряд изящных городков. Но сохранилось только два целых городка. Кстати, завершение прялки тоже называется «городки».
Очень распространенный сюжет – букет цветов.
В XIX веке начинает господствовать стиль «классицизм», и в зажиточных домах ставят печки, украшенные большими плитами-кафрами. В завершении печи – массивный карниз.
Изразцы стоили очень дорого, поэтому изначально изразцовые печки ставились только в храмах и богатых домах. Но постепенно изразцовое производство становится более механизированным и, соответственно, доступными.
Печка с примитивным рисунком в виде цветка в ромбе могла стоять в мещанских и крестьянских домах. Неслучайно она и угловая – такая печь занимала меньше места в небольшом доме.