Троице-Гледенский монастырь
На правом берегу Сухоны, в месте слияния ее с рекой Юг, находится Троице-Гледенский монастырь. И от названия, и от облика этого архитектурного памятника веет древностью. Имя свое монастырь получил по главному храму – Троицкому собору, освященному в честь Святой Троицы, и по названию города Гледен, существовавшего на этом месте несколько столетий назад. Согласно летописям, древнейшее укрепленное поселение устюжан было основано здесь в конце XII века владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо. По одной из версий, название «Гледен» на языке местного финно-угорского населения означает «местность при устье реки», по другой, происходит от славянского слова «глядень» – место, откуда далеко видно. С высокого берега действительно видно на 26 километров вокруг – и сам Устюг, и наступающий на него неприятель были как на ладони. Какое-то время Устюг и Гледен сосуществовали, а в XV столетии Гледен был разрушен вятчанами во время междоусобных войн. Город после разрушения так и не оправился, а монастырь, один из старейших на Русском Севере, сохранился и до наших дней.
Монастырь этот всегда был небогатый, хотя в лучшие годы владел 60-ю деревнями, 8-ю мельницами, скотом, имел в Устюге лавку и двор. Монахи с выгодой торговали зерном и солью, держали лодочную переправу – русло Сухоны тогда подходило намного ближе к монастырю, чем сейчас. После секуляризации, проведенной Екатериной II во второй половине XVIII века, монастырское имущество перешло государству, а сама обитель получила финансирование по смете. У монастыря не хватило средств достроить каменную стену вокруг: с двух сторон она так и осталась деревянной и со временем разрушилась. Монахов становилось всё меньше, и в 1840 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен. Возрожден он был в 1911 году уже как женский. В годы революции игуменья, чтобы спасти монастырь, объявила его сельскохозяйственной коммуной, однако и та была закрыта в 1925 году.
В советское время на территории монастыря находились и лагерь для спецпереселенцев, и санаторий для больных туберкулезом костей, и колония для малолетних правонарушителей, и дом престарелых. Когда в 1970-е годы их перевезли в интернат в Красавино, территория была отдана музею, на плечи которого легла работа по сохранению монастыря и его знаменитого иконостаса.
Пятиярусный позолоченный иконостас Троице-Гледенского собора – жемчужина не только монастыря, но и всей великоустюгской земли. В 1920-е годы музейные работники во главе с Николаем Бекряшовым встали на защиту этого уникального произведения искусства конца XVIII века, и собор с иконостасом, в отличие от других построек монастыря, был передан в ведение музея. Выполнен он в стиле елизаветинского барокко. Строился иконостас на пожертвования – сам монастырь не мог позволить себе такое дорогое украшение. Деревянная рама иконостаса украшена богатой резьбой – над ней работали резчики из Тотьмы, а иконы, написанные с западноевропейских гравюр, созданы устюжскими художниками. После многих лет бедности и запустения (собор стоял без стекол, открытый дождю и ветру, а на иконостасной раме вили гнезда голуби) в 1970-х годах иконостас был отреставрирован, и сегодня за его состоянием следят музейные работники.
Сам Троицкий собор, центральное сооружение монастыря и древнейшая из его построек, был возведен в XVII веке на средства богатых устюжских купцов Босых. Стоящий на высоком подклете величественный пятиглавый храм производит торжественное и строгое впечатление, его шатровая колокольня смотрится нарядно. Она расположена необычно для храмов того времени – не на углу основного объема собора, а симметрично, прямо над западным его крылом. В XVIII веке в монастыре появились другие каменные здания: Тихвинская церковь с трапезной палатой (трапезную позднее соединили с собором крытыми переходами) и Успенская больничная церковь. С высокого берега, на котором стоит монастырь, и сегодня, как сотни лет назад, открывается панорамный вид на Великий Устюг и на устье Сухоны и Юга, дающих начало Северной Двине.