(7.04.1932 – 31.07.1990)
График, монументалист, сценограф, член Союза художников СССР с 1956 года, заслуженный художник БАССР с 1966 года, заслуженный художник РСФСР с 1974 года.
1932, 7 апреля – родился в г. Великие Луки Псковской области в семье театральных работников1939 – семья переезжает в г.Уфу
1948 – 1954 – учёба в Башкирском музыкально-художественном училище
1954 – Москва, Всероссийская выставка художников театра и кино
1956 – принят в члены Союза художников СССР
1957 – Уфа, персональная выставка
1966 – присвоено почетное звание заслуженного художника
Башкирской АССР; творческая поездка в Венгрию
1970 – Уфа, персональная выставка; творческая поездка в ГДР;
награждён медалью «За доблестный труд»
1971 – награждён медалью «За трудовую доблесть»
1973 – Москва, персональная выставка
1974 – присвоено почётное звание заслуженного художника РСФСР;
персональные выставки в Свердловске, Уфе, Кемерово, Омске, Тюмени; творческая поездка в ГДР
1975 – Ленинград, персональная выставка
1976 – переезд в г. Вологду, персональная выставка
1977-1983 – председатель правления Вологодской организации Союза художников
1978 – творческая поездка в Польшу
1979 – туристическая поездка в Италию
1982 – Вологда, персональная выставка; туристическая поездка во Францию
1983 – Москва, персональная выставка
1984 – творческая поездка в Венгрию
1986 – 1989 – председатель правления Вологодской организации Союза художников
1986 – творческая поездка в Швецию, творческая поездка на Кубу
1988 – туристическая поездка в Грецию
1989 – Москва, персональная выставка
1990, 31 июля – умер в Вологде
В 1976 году в Вологду приезжает из Уфы заслуженный художник РСФСР Александр Васильевич Пантелеев, к этому времени он уже хорошо известен в стране, за плечами художника персональные выставки в Москве, Ленинграде, городах Урала и Сибири. Приезд в северный патриархальный город мастера столь значимого интеллектуального и творческого масштаба стал для его коллег и друзей событием на многие годы. Привлекали общая культура художника, его оригинальное мировоззрение и мировосприятие, самобытная концепция творчества. Но хотя влияние А.В.Пантелеева на развитие изобразительного искусств нашей области оказалось достаточно сильным, проходило оно опосредованно. Своими сложными по содержанию картинами-притчами, картинами-призывами, высокохудожественным, основанным на великих традициях мировой и отечественной классики языком пластической формы он задавал высокую планку развития новых творческих процессов в Вологодском крае. Интеллектуальная наполненность и многоаспектность образного решения произведений, работа в большом формате повлияли на группу молодых в те годы художников - А.И.Савина, М.В.Копьева, Ю.А.Воронова, Ю.А.Соломкина, С.Б.Веселова, и они обратились к созданию сложных по содержанию и трактовке тем исторических, религиозных, мифологических полотен. Открытая композиционная структура, модульность в ее построении проявились в картинах того времени С.Б.Веселова («Ремонт дома») и А.И.Савина («Субботние хлопоты»). Приемы театральной условности нашли отражение в живописи всех этих художников. Использование достижений русского и мирового авангарда в живописи было воспринято В.К.Седовым. Активно общаясь, а то и вместе работая со своими молодыми друзьями С.Б.Веселовым, А.И.Савиным, Ю.А.Соломкиным, Пантелеев щедро делился с ними темами и мотивами. Особенности композиционного мышления уфимского мастера повлияли и на ряд индустриальных пейзажей В.Н.Корбакова, у которого появился тип многоярусной компоновки объектов с более уплощенным решением пространства («Обыкновенный рабочий день завода», 1977) в отличие от более ранних мотивов («Кузница Севера» 1968, «Индустриальный пейзаж» 1972, «Трудовой день завода. Череповец» 1973, «Белая ночь на заводе» 1974).
Вологодский период в творчестве А.В.Пантелеева и сам по себе оказался необычайно плодотворным и значительным. Его можно было бы назвать совершенно новым, отличным от уфимского периода временем. На первый взгляд, перебравшись в Вологду, художник изменился до неузнаваемости, но это не так. Здесь, на благословенной северной земле, получили дальнейшее и окончательное развитие тенденции, существовавшие в его творчестве и прежде, но иначе проявлявшиеся. Это, прежде всего, глубокая лиричность творчества, часто скрываемая за рационально организованной структурой полотен, что проявилось в серии вологодских картин 1980-1987 годов. Утвердились склонность к философскому осмыслению мира и иносказательности языка. Из всего созданного в Вологде за 14 лет напряженного творчества выделяются три серии картин и рисунков, непосредственно связанных с местной проблематикой. Это рисунки и картины 1976 года, времени приезда А.В.Пантелеева в Вологду. Они представляют из себя поиски художника, поэтому имеют разнообразную стилистику и принадлежат к разным жанрам. Среди них выделяются и поистине выдающиеся произведения. С 1980 года мастер выработал новую художественную систему и выполнил в ней полотна, обладающие совершенно самобытным, оригинальным видением мира северной природы и человека. В 1989 году живописец приступил к осуществлению серии многофигурных полотен религиозной тематики, ставящей серьезные проблемы бытия человека в прошлом и настоящем, в частности, жителя русских северных деревень. Именно по этой причине цикл получил название «Русская северная серия».
Современная вологодская живопись также оказала определенное воздействие на творчество А.В.Пантелеева, в частности, на сложение его новой живописно-образной концепции, которую он реализовал в полотнах северной серии 1980-1989 годов. Это влияние сказалось на обращении к прежде не разрабатываемой автором теме северной деревни, которая является приоритетной для многих вологодских художников, в пристальном внимании мастера к жанру натюрморта, в изменении эмоциональной окраски произведений в сторону лирической интерпретации видимого мира, что проявилось в переработке композиционной и колористической структуры картин. На изменение цветового строя произведений Пантелеева оказала влияние живописная система Е.А.Соколова, его соседа по мастерской на улице Козленской. Интерес к изображению памятников древнерусской архитектуры был усилен воздействием больших серий гравюр Н.В.и Г.Н.Бурмагиных и В.А.Сергеева по мотивам старинного зодчества Вологды и Вологодской области. В целом, можно сказать, что влияние современного вологодского художественного мироощущения на творческий метод А.В.Пантелеева все же не было определяющим. Гораздо большее значение для него имело знакомство с древнерусской каменной архитектурой в виде культовых сооружений и деревянной - в виде северного деревенского строения жилого и хозяйственного назначения и вологодской городской жилой застройки. Не меньшее значение для развития мастера имело воздействие стенописи и иконописи Древней Руси, представленных в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре фресками Дионисия и росписями ХVП века в Софийском соборе в Вологде, выполненными ярославскими мастерами, а также знакомство с обширными коллекциями икон ХIII-ХIХ веков в музеях Вологодской области.
Влияние творчества и самой личности А.В.Пантелеева на вологодское изобразительное искусство, также как и обратное влияние были неоспоримы.
Именно на Севере известный в стране живописец обрел мудрость в постижении бытия, достиг зрелого мастерства, создав неповторимые серии живописных полотен и графических листов. С другой стороны общий уровень современной вологодской живописи, ее содержательная и пластическая стороны значительно поднялись под воздействием А.В.Пантелеева, благодаря этому был открыт новый этап в развитии вологодской изобразительной культуры.
Мемориальная мастерская заслуженного художника России Александра Пантелеева стала первым музеем в Вологде, увековечившим имя живописца. Здесь располагается экспозиция произведений живописи, графики и коллекций Пантелеева из фондов ВОКГ и проводятся выставки произведений художников Вологодской области XX – начала XXI века.
Адрес: 160035, Вологда, ул. Козленская, 4.
Тел.: (8172) 21-16-39.
Режим работы: с 10.00 до 18.00, выходные – вс., пн.