• Усадебный комплекс сложился в формах и традициях провинциального классицизма и представляет собой традиционную трапециевидную композицию с четким разграничением зон на хозяйственную – с юга и жилую – с севера.
• В годы советской власти на территории бывшей усадьбы располагался совхоз «Красная Горка», затем сельхозтехникум, общежитие, совхоз «Комсомолец».
• С 1989 года на базе усадьбы началось создание историко-этнографического музея.
• Реставрация барского усадебного дома началась в 1992 году.
• Объем финансирования реставрационных работ составил 68,4 млн. руб.
• К 1 июня 2009 года были выполнены работы по музеефикации объекта.
• Всего в барском доме 37 помещений. Интерьер дома украшают 94 фотографии с изображениями владельцев усадьбы и их родственников.
Адрес усадьбы: 162600, г.Череповец, ул. Матуринская, 28. Тел. музея (8202) 32-22-04. Е-mail: galskymuseum@mail.ru. Режим работы: с 10.00 до 17.30. Выходной: пн.
Два века одной усадьбы
В 2009 году на культурной и туристической карте Вологодской области появился новый объект – свое второе рождение отпраздновал череповецкий музей «Усадьба Гальских». После долгой и многотрудной реставрации открылся для посетителей барский дом. Сегодня он представляет собой яркое небесно-голубое строение, прекрасно вписывающееся в береговой ландшафт Шексны и привлекающее внимание пассажиров проходящих мимо теплоходов. Дом такой же величавый, каким был в XIX веке. Такой, каким его видели хозяева – представители дворянской фамилии Гальских.
В Межевой книге Череповца за 1814 год возвышенность, на которой в скором будущем будет отстроен дом, именуется «пустошью Горка». Позднее ее владельцами становятся череповецкие дворяне Кудрявые, которые и начинают возведение усадьбы. В 1856 году, вероятно, в качестве приданого Горка (усадьба сохранила за собой название пустоши) перешла семье Гальских. Дворяне Кудрявые и Гальские известны в Новгородской губернии с XVII века, служили Отечеству, неоднократно выбирались предводителями местного дворянства; исследователи утверждают, что они находились в родстве с известными русскими фамилиями Верещагиных, Толстых, Тургеневых.
1917 год круто изменил жизнь обитателей усадьбы. Вскоре после революции умер Николай Львович Гальской (последний хозяин дома). Его жена с дочерьми вынуждена была уехать. На семью выпало множество испытаний: аресты, ссылки, эмиграция. Сейчас в Санкт-Петербурге живет Татьяна Желвакова – внучка Николая Львовича. Еще одна ветвь Гальских оказалась в США. Там проживают братья Гальские, Константин и Александр. Потомки дворянской фамилии впервые побывали на малой родине лишь в 90-х годах XX века, тогда уже в качестве почетных гостей.
Не менее драматична судьба самой усадьбы. Властью Советов Горка была национализирована. С 1922 года здание состояло на балансе ГУБОНО. В нем располагался сельскохозяйственный техникум, а позднее общежитие. В 1931 году дом был передан на баланс Воронинскому техникуму молочного хозяйства, затем совхозу «Комсомолец». В 1952 году в барском доме сделали капитальный ремонт, в результате чего пострадал архитектурный облик здания. В 1960 году главный дом усадьбы Гальских получил охранный статус памятника республиканского значения, но еще почти два десятилетия серьезных работ по его реставрации не проводилось. В музейные руки Горка попала в ужасающем состоянии. На тот момент в аварийном доме проживали 19 семей. Их расселили, а в усадьбе в 1989 году открыли историко-этнографический музей. Спустя несколько лет началась реставрация.
Работы велись с перерывами, финансирование в первые годы было нестабильным. Все основные восстановительные процессы начали происходить в 2001 году. Деньги на реставрацию памятника федерального значения выделяли бюджеты всех уровней. К работе приступила организация, которая в дальнейшем трудилась над реставрацией Вологодского кремля, Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтова монастыря, Успенского собора в Загорске. Барский дом Гальских восстанавливали долго и кропотливо. К примеру, старую краску с фасада здания подвергли лабораторным исследованиям. Московские реставраторы подбирали тон, чтобы обновленный дом приобрел первозданный вид. Можно с большой долей уверенности утверждать, что сейчас дом выглядит так, как его задумал архитектор в начале XIX века. Увы, его имя остается одной из загадок усадьбы «Горка». Однозначно можно сказать, что это был очень талантливый человек. Гениальные находки автора – колонны, портики, стены, лестницы – «работают» то на расширение, то на сужение пространства, поднимают зрительно потолок. Форма и количество окон делает дом необычайно светлым. И это не единственное произведение неизвестного зодчего. Дом в усадьбе Спасское-Куркино, что под Вологдой, внешне похож на барский дом «Горки». Специалисты видят в этом не просто совпадение. Это явно рука одного мастера. Есть еще одна неразрывная связь между двумя усадьбами – «родственные узы»: Надежда Федоровна Рязанова – жена Андрея Ивановича Кудрявого, происходила из усадьбы Куркино.
Обстановку собирали по крупицам. Сотрудники музея отмечают, что с момента начала восстановления к ним буквально «поплыли» совершенно уникальные вещи, принадлежавшие когда-то Гальским. Первым «богатством» стали старинные фотографии, переданные музею потомками дворянской фамилии. Потом были бронзовые часы, стол-лира, венчальная шкатулка. Подлинные вещи с усадьбы приносили череповчане, кто-то дарил, кто-то продавал. Несколько лет назад у торговца раритетом была выкуплена Библия, на корочке которой написано «От Николая Гальского крестьянину Федотову». Вернулась в дом и книга Иоанна-Златоуста XVIII века. На ее обложке рукой одного из Гальских написана родословная семьи. А в 2008 году в музей принесли зеркало-псише. До этого найти его не удавалось. Научные работники были о нем наслышаны и уже слабо верили в успех розыска. По легенде, оно принадлежало Гальским. Зеркало принесли дочери одного череповчанина, который завещал после своей смерти передать раритет музею. Приехавшая на открытие дома своих предков внучка Николая Гальского Татьяна Желвакова подарила чашку и блюдце, из которых вкушал чай ее дед. Так по каплям собиралась экспозиция, которую сегодня можно увидеть в стенах восстановленного барского дома.
Получивший второе рождение, музей на сегодня является уникальным памятником. Помимо дома сохранилась система надворных и хозяйственных построек: дом управляющего, две людские избы, конюшня, жеребятник, два амбара, шорная мастерская. Одна из построек – двухэтажный амбар с двухъярусной галереей на рубленных фигурных столбах – редкий образец когда-то распространенного по Северо-Западу России типа надворных построек. Памятник федерального значения «Усадьба Гальских» – уникальный случай сохранения в городской среде не просто помещичьего дома, а всей системы хозяйственных построек. Подобные усадьбы были и в наших краях, но большая часть из них сейчас покоятся на дне Рыбинского водохранилища. Поэтому «Горка» – это шанс донести до будущих поколений знания о быте и жизни дворянских семей. Окутанный легендами и мифами, сохранивший дух позапрошлого века шедевр русского деревянного зодчества займет достойное место в ряду исторических памятников.
Валерия Дзюбан, 2009 год
Дом Гальских – памятник русской усадебной архитектуры XIX века
Усадьба «Горка» потомственных череповецких дворян Гальских в прошлом была одной из самых богатых усадеб города и уезда. Она расположена на высоком левом берегу Шексны, почти напротив Соборной горки.
Усадебный комплекс представляет собой традиционную композицию с четким разграничением на хозяйственную и жилую зоны. С юга ансамбль замыкается конюшенным двором, с севера – смотрящим на реку господским усадебным домом. Между ними был разбит круглый сад с парниками и оранжереей. По сторонам располагались людские избы, амбар, жеребятник, дом управляющего и другие постройки. По заключению специалистов Государственного исторического музея, уникальность этой усадьбы заключается не только в ее архитектуре. Здесь помимо дома уцелел почти весь комплекс служебных усадебных построек – редкий случай сохранности деревянной усадебной архитектуры.
Величественный, двухэтажный, с бельведером* господский дом, построенный предположительно в первой трети ХIХ века, является редким примером деревянной усадебной застройки и заслуженно признан памятником архитектуры высокого художественного уровня. Чистота и гармоничность пропорций, уравновешенность объемов, хорошо прорисованные детали – все свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве его создателя. Ясная, четкая, строго центричная композиция дома характерна для классической архитектуры конца XVIII – начала ХIХ веков. Построен он из лиственницы, плотная твердая древесина которой устойчива к сырости и почти не подвержена вредителям.
Главный фасад здания обращен к реке. Центральная его часть эффектно выделена увенчанным треугольным фронтоном* мощным шестиколонным портиком*, опирающимся на аркаду*. Линии скатов крыши повторяются в формах треугольного окна с мелкой квадратной расстекловкой, расположенного в тимпане* фронтона.
Дворовый фасад обращен на юг, в сторону хозяйственного двора, огородов и служебных построек.
Задний фасад с выступами боковых ризалитов* и огромным полуциркульным чердачным окном имеет более камерный облик. Между ризалитами, в уровне второго этажа, устроена открытая балюстрада*, опирающаяся на ряд массивных колонн с дорическими* капителями*. Пары таких же колонн поддерживают крыши над крыльцами входов в дом и небольшие балкончики, устроенные на боковых фасадах.
Многоскатную, сложную крышу дома венчает бельведер, окруженный балюстрадой с изящными балясинами*. Сверху открывается замечательный вид на реку и город, и можно окинуть взглядом всю усадьбу.
От входных филенчатых* дверей вглубь дома ведет парадная лестница с точеными балясинами. Внутри дома сохранилось анфиладное* расположение комнат, унаследованное от устройства жилья XVIII века, старые лестницы, высокие филенчатые двери, печи, облицованные кафелем.
Все помещения первого этажа имеют выход в продольный коридор, в восточной части которого расположен черный хозяйственный ход и одномаршевая* лестница, ведущая в парадные покои второго этажа. Комнаты второго этажа компонуются вокруг парадного зала, окна которого выходят в сторону двора и круглого сада.
Парадный зал голубой гостиной барского дома венчает бронзовая люстра, французские шторы из натуральных тканей элегантно вписываются в классический интерьер, в гостиной ровными рядами стоят венские стулья, а также кресла из карельской березы, стол с лировидным подстольем*, старинное зеркало, столик для игры в карты, шкаф красного дерева. Многие годы мебель и прочие предметы быта дворянского гнезда разыскивались сотрудниками музея по всей стране.
Всего в особняке тридцать семь комнат, и сегодня в каждой воссоздан характерный для XIX столетия интерьер. Дом украсили 94 фотографии владельцев усадьбы и их родственников. Одна из комнат посвящена братьям Николаю и Владимиру Янишам. Владимир Яниш был в ряду первых русских авиаторов начала ХХ века.
В детской комнате особое внимание уделено игрушкам. В основном это самодельные куклы, лошадки, волчки. Одна из самых ценных игрушек – лошадка, на которой катался сын последнего владельца усадьбы Николая Гальского – маленький Лев. Ее удалось восстановить почти полностью.
Переступив порог усадьбы Гальских, посетитель оказывается в атмосфере жизни русского провинциального дворянства с его уютным отлаженным бытом, обрамленным изящными и гармоничными формами русского классицизма.
Дарья Ловчикова
Словарь
Анфилада (франц. enfilade) – длинный сквозной ряд проходных комнат или залов, дверные проемы которых расположены на одной оси.
Аркада (фр. аrcade) – ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.
Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение из балясин, соединенных сверху перилами.
Балясина – невысокий, точеный (обычно фигурный) столбик в ограждении крыльца, балкона и т.п.
Бельведер (итал. belvedere, букв. прекрасный вид) – вышка, надстройка над зданием (обычно круглая в плане); павильон, беседка на возвышенном месте.
Дорический ордер – представляющий собой выражение архитектурного стиля, сложившегося в одной из областей Древней Греции, в Дориде; характерный для такого стиля. Подробнее см. Ордер архитектурный.
Капитель (позднелат. сapitellum – головка) – венчающая часть колонны, столба или пилястры.
Лестничный марш – наклонная часть лестницы, состоящая из несущих балок и ряда ступеней. По количеству маршей, разъединенных площадками, различают одномаршевые, двухмаршевые и многомаршевые лестницы.
Ордер архитектурный – тип композиции, основанный на художественной обработке несущих (колонн) и несомых (антаблемент) конструкций.
Подстолье – часть стола (ножки и рама), на которую настилается крышка.
Портик (от лат. porticus) – крытая галерея с колоннадой или арками, прилегающая к зданию.
Ризалит (от итал. risalita – выступ) – часть здания, выступающая за линию фасада.
Тимпан (греч. týmpanon) – ниша, углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т.д.
Филенка (от нем. Füllung) – тонкая доска или фанера, вставляемая в какую-либо раму (дверную, паркетную…).
Флигель (от нем. Flugel, основное значение – крыло) – жилая пристройка к главному зданию.
Фронтон (франц. fronton) – верхняя часть фасадной стены здания (обычно в виде треугольника с лепными украшениями), ограниченная двускатной крышей.