Село Сизьма
Гостей в Сизьме принимают радушно, встречают хлебом-солью и сначала непременно ведут в храм. Потом туристов ждут экскурсии, игровые программы и традиционные русские угощения.Украшением старинной Сизьмы является восстановленный храм Святителя Николая Чудотворца с многочисленными святынями. В деревне Соловарка построена и действует часовня Блаженной Ксении Петербургской, рядом с ней – святой источник Георгия Победоносца, около деревни Починок находится святой родник целителя Пантелеймона.
Славится Сизьма и музейными экспозициями. В музее истории села представлена постоянная выставка предметов крестьянского быта (все они имеют местное происхождение), здесь также можно познакомиться с промыслами, развитыми в этой местности. Значительное место отведено в музее женскому промыслу – льняному производству и льняным изделиям: полотенцам, скатертям, одежде – от простого платья для работы до парадного костюма.
Особая гордость музея – собрание домотканых полотенец. Каждое расшито традиционными символичными рисунками и когда-то имело свое предназначение. Одних свадебных полотенец в Сизьме насчитывалось 12 наименований! Самобытной росписью и искусным исполнением отличается богатая музейная коллекция старинных сундуков. А коллекция прялок собрана со всего Шекснинского района.
Образец сиземской архитектуры – музей «Крестьянская изба».
По соседству с ним находится Музей пива. Здесь рассказывают о способах приготовления этого напитка и его рецептуре. Интересно, что в старину сиземское пиво не считалось алкоголем. Молодым пивом – дрожжеником – угощали молодежь, хмельным – взрослых, а суслом баловали детей. В Музее хлеба представлены старинные орудия труда хлебопека: каменные жернова, весы, «хранилища» для зерна и муки – «дупельки» (емкости из круглого дерева, в котором выдолблена середина).
Сизьмичи воссоздают традиции проведения православных и народных праздников и гуляний: Рождества, Пасхи, Масленицы, Красной горки… Есть у сизьмичей и свой сказочный герой – Емеля. Говорят, что в сиземских краях находится Щучье озеро. Есть достоверные сведения, что собиратели народного фольклора впервые сказку о Емеле записали именно здесь.