В число экспонатов выставки которой вошли шедевры из коллекций Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников.
На выставке экспонируются 128 памятников
русской истории и культуры из десяти музеев и библиотек Северо-Запада
России. Из Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и
художественного музея-заповедника - 14 икон из
праздничного и деисусного рядов иконостаса Успенского собора 1497 года и
пелена "Явление Кириллу Белозерскому Богоматери в Московском Симонове
монастыре" 1620-35 гг. Из собрания Вологодского музея-заповедника на
выставке представлены два произведения, по праву считающиеся раритетами в ряду
высокохудожественных памятников древнерусского искусства России: икона
«Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием» (Дионисий, около 1503 года.
Дерево (липа). Поволока, левкас, темпера. 139,5 х 111 х 3,1 см) и
силуэтный горельеф «Чудо Георгия о змие» (вторая половина XVI века.
Дерево, грунт (левкас), полихромия (темпера, позолота). 64,5 х 57,3 х
9,2 см).
Преподобный Дмитрий Прилуцкий почитается как небесный покровитель
Вологды, общерусское прославление которого установлено после 1450 года.
Образцом для поясного изображения в среднике, вероятно, послужила более
ранняя надгробная икона святого, по преданию написанная святым Дионисием
Глушицким и увезённая в 1487 году по повелению Ивана III в Москву для
помощи русским войскам в походе на Казань. В связи с торжественным
возвращением иконы святого Димитрия Прилуцкого в Вологду в 1503 году
установлен соответствующий этому знаменательному событию местный
праздник (15 июня).
Происхождение и первоначальное бытование горельефа неизвестно. В
собрание Вологодского государственного музея-заповедника памятник
поступил из музея Иконописи и церковной старины, который был открыт в
Вологде в 1918 году в результате реорганизации епархиального
Древнехранилища. Горельеф «Чудо Георгия о змие» относится к типу киотной
скульптуры. По-видимому, кроме фигуры всадника на коне в киоте было и
резное изображение поражаемого им змия. Несмотря на утрату многих
элементов композиции, образ Георгия производит достаточно цельное
впечатление, выразительно передаёт содержание сюжета. Выражение духовной
сосредоточенности, лиричность, мягкость и сглаженность трактовки роднит
этот образ с центральнорусскими произведениями XV–XVI веков, не вызывает
сомнений и влияние на произведение традиций северной деревянной
пластики, отличающейся некоторой наивностью исполнения и большим
архаизмом.
В отличие от иконы, которую во Франции увидят впервые, скульптура уже
экспонировалась в Париже на выставке 1974 года.
Выставка «Святая Русь: русское искусство с древнейших времён до эпохи Петра I» проходит в рамках мероприятий Года России во Франции и Года Франции в России и будет открыта для посещений до 24 мая.
Теги: Лувр, вологодский музей-заповедник, Кирилло-Белозерский музей-заповедник