2 октября 2010 года вновь открывает двери сказка! В Вологодском областном
театре кукол «Теремок» начинается новый 74-й театральный сезон. И порадует он
самых юных зрителей премьерным спектаклем «Чудо-репка» петербургского
режиссера и драматурга, заслуженного деятеля искусств России Николая
Боровкова (Шувалова).
В преддверии этого события Николай Юрьевич рассказал о своем новом спектакле и
творческом союзе с вологодским театром.
Н.Ю.: Это уже четвертый спектакль, что я ставлю в Вологде. Моя первая
постановка «Ты для меня» была здесь тридцать лет назад. В том спектакле играла
тогда еще начинающая, а сейчас уже заслуженная артистка РФ Елена Тадлова. Потом
был спектакль «Пиноккио», который идет в театре уже пятнадцать лет, в 2007 году
я его возобновлял, вводил молодых актеров и одновременно с этим ставил здесь
спектакль «Теремок». Надо сказать, что вологодский «Теремок» всегда радует меня
встречей с новыми молодыми актёрами. Вот и в новой постановке «Чудо-репка»
половину ролей исполнят ветераны, а половину – дебютанты. И это – здорово!
Почему Вы обратились именно к такой простой и всем известной детской
сказке?
Н.Ю.: Я заметил, что сейчас в театрах популярностью пользуются спектакли
для самых маленьких, но очень немногие пишут и ставят детские пьесы. Режиссерам,
актерам с высшим образованием – таким серьезным людям! – не так–то просто
обратиться к самому детскому репертуару, есть какая-то внутренняя фанаберия,
которую трудно преодолеть, к тому же высшая школа вопросам работы с детьми
уделяет мало внимания, готовят в основном «теоретиков». Режиссёры любят
постановки с глубоким смыслом, с подтекстом. А в спектаклях для самых маленьких
хочется избежать этого, но в то же время получить от работы максимум
удовольствия. Я для себя эту проблему решил, особыми смыслами стараюсь не
обременять постановку, но одновременно думаю о том, как найти общий язык с
маленькими зрителями, чтобы нам с ними получить взаимное удовольствие от
общения. Поэтому такие спектакли, как «Колобок», «Теремок», «Репка» я делаю с
особым удовольствием, и сейчас для меня это приоритетное занятие, хотя я ставлю
и что-то более серьезное: в Петрозаводске – «Снежная королева», в Ярославле этот
сезон открылся моим спектаклем «Любовь к одному апельсину».
Необходимо, и в этом есть определенный смысл, работать именно с известными
названиями, с произведениями, которые стали классикой. Есть утилитарные
соображения: родители ведут детей на то, что им понятно. Работает стереотип:
незнакомое название не привлекает внимания. С другой стороны, вся мировая
культура строится на повторении или вариациях известных тем, количество сюжетов
ограничено, названия повторяются, – в этом есть закономерность. Дети с самого
маленького возраста знают сказки, и это хорошо для восприятия спектакля.
Встретиться со знакомым, но в новом качестве – это то, что надо, они уже и
знают, и в то же время получают радость от новой вариации. Ведь все равно
происходит видоизменение сказки: во-первых, пьеса – другой жанр, во-вторых,
спектакль длиннее сказки, поэтому автор всегда привносит что-то свое. Но это не
должны быть чуждые этой истории сюжетные ходы, надуманные нравоучительные
вставки, нужно просто расширить то, что есть, оснастить действие интересными
деталями.
А что Вы хотите донести этим спектаклем до маленьких зрителей?
Н.Ю.: Вопрос, что такое театр, что такое искусство, остается всегда
открытым, однозначного ответа никто не даст. Недаром один из мудрых философов
сказал: «Искусство целесообразно без цели». Каждый для себя сам решает, что
становится целью. Я считаю, что искусство, и театр в частности, – это особый
тренажер души. Такая система общения, когда я – на сцене, ты – в зале, и мы
выстраиваем диалог, – продуктивна. Зритель должен переживать за то, что
происходит, бояться за кого-то, сочувствовать, радоваться, и я не хочу никого
ничему научить специально. А хочу просто, чтобы время, проведенное в театре,
оставляло глубокий эмоциональный след. У меня до сих пор сохранились давние
впечатления от увиденных в детстве кукольных спектаклей. И очень важно, чтобы
поход в театр был неслучайным событием, чтобы к нему готовились, его ждали.
Главное, – чтобы от встречи с искусством людям просто становилось лучше на душе.
Расскажите об особенностях спектакля «Чудо-репка»?
Н.Ю.: Спектакль сделан в традиционном для кукольного театра приёме – это
ширмовой спектакль с верховыми куклами. Пятьдесят лет назад, когда создавалась
первая кукольная кафедра в Ленинграде, началось активное внедрение в кукольную
практику так называемого живого плана: человек и кукла на открытой сцене. В
техническом отношении это проще, – вышел на сцену и играешь куклой: можешь
полететь, нырнуть, не нужно думать, какая декорация и как спрятать артиста. А за
ширмой приходится придумывать особую технику, разные крючочки, петельки, нужно
быть очень изобретательным. Кстати, в вологодском театре замечательные
мастерские, и качество выполнения работ заслуживает высокой похвалы. А спектакли
с живым планом стали сейчас настолько распространенными, что ширменные,
традиционные уже кажутся оригинальными.
У Вас есть своя команда – композитор, художник - с которой Вам интересно
работать?
Н.Ю.: Я делаю спектакли с разными мастерами, но предпочтения все равно
есть. Художник спектакля «Чудо-репка» – Алевтина Торик, с ней мы уже сделали
несколько неплохих работ. Она молодая, но талантливая художница, хорошо
чувствует сцену – владеет сценическим пространством. Мне очень нравится с ней
работать.
Композитор этого спектакля – Сергей Ушаков, с которым мы тоже сделали уже
несколько постановок, и от общения с ним я тоже получаю большое удовольствие. Он
работает увлечённо, придумывает много вариантов, ищет необходимые звуки. Потом
мне рассказывает, как грыз орехи перед микрофоном, пилил доски в ванной.
Очень важно, чтобы с одной стороны это был радостный союз, а с другой –
продуктивный, очень хочется, чтобы спектакль «Чудо-репка» получился ярким и
интересным.
Вы пробовали себя и в роли режиссера, и в роли сценариста. А какое из этих
занятий вам больше по душе?
Н.Ю.: У меня около сотни постановок и порядка двадцати пяти пьес и
инсценировок. Мне приходилось и играть, в основном, заменять «выпавших» по
каким-то причинам актёров, чаще всего в своих спектаклях. Но основное мое
занятие – режиссура, которая мне нравится больше всего. Профессия замечательная
в разных смыслах. Это творчество, но творчество, которое влечёт за собой
ответственность. Я режиссер, я отвечаю за все, что происходит на сцене. Кроме
того, режиссер – это лидер в коллективе, и мне важно доказать своё право на это
и добиваться результатов в общении с людьми. Это тоже интересно. Я приезжаю в
разные театры как в гости, приезжаю к друзьям. Вот и в Вологде я испытываю
именно такие ощущения. Мне очень нравится Вологда, я всегда пользуюсь моментом
и, когда хорошая погода, после репетиций с большим удовольствием гуляю по
городу.
Ирина Сорокина
Теги: Теремок