Масштабные результаты за 30 лет Реставратора Ольгу Соколову знают в каждом уголке Вологодчины, ведь 30 лет своей творческой деятельности она посвятила восстановлению уникальных исторических памятников области, вложив в каждую работу частичку души. Недаром в актовом зале АУК ВО «Вологдареставрация» 1 августа 2013 года на ее творческом вечере «Профессия - реставратор» не было ни одного свободного места. Ольга Александровна приехала в Вологду в 1983 году после окончания отделения реставрации темперной и масляной живописи Суздальского художественно-реставрационного училища. Свою трудовую деятельность начала в Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской, где проработала 13 лет. В 2013 году исполняется 60 лет со дня образования этой организации (сейчас ее уже не существует): для тех, кто в нее входил, это важное событие. Следующие 12 лет творческой деятельности Ольги Соколовой прошли в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Последние пять связаны с работой главным инженером в АУК ВО «Вологдареставрация». Сегодня Ольга Александровна – реставратор высшей категории станковой, темперной живописи. В июле 2013 года она успешно прошла аттестацию Министерства культуры Российской Федерации и получила статус аттестованного эксперта на осуществление работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащих экспертизе. В ее «копилке» – более 200 отреставрированных икон, которые входят экспозиции крупных музеев Вологодской области, находятся в действующих храмах и монастырях нашего края, частных коллекциях. Ольга Александровна также принимала участие в возрождении усадебного комплекса Брянчаниновых в селе Покровском Грязовецкого района. За эти годы она приняла участие в 34 выставках, подготовила 17 персональных выставок. «Работа в каждой организации – определенный этап моей жизни, - призналась Ольга Соколова. – Профессия реставратора, с одной стороны, сложная, а с другой – очень интересная. Судьба распорядилась так, что я попала в Вологду, и сразу же с бригадой реставраторов оказалась в Ферапонтове, где мы восстанавливали фрески Дионисия, о чем сейчас очень приятно вспоминать. За 30 лет приходилось работать на самых разнообразных объектах, каждый из которых по-своему уникален». Поздравить Ольгу Соколову с юбилейной датой пришли те, с кем ее сдружила ее творческая работа: хранитель фондов (собора Рождества Богородицы) Музея фресок Дионисия Елена Шелкова, профессор Александр Камкин, внучатая племянница святителя Игнатия Брянчанинова Татьяна Ватсон, директор Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Александр Суворов, директор Белозерского областного краеведческого музея Татьяна Залогина, и.о директора АУК ВО «Вологдареставрация» Сергей Попов, реставратор Валерий Митрофанов и многие другие. Каждый из гостей сказал немало теплых слов в адрес Ольги Соколовой. На творческом вечере всех собравшихся ожидало два сюрприза от виновницы торжества. Это презентация недавно отреставрированной иконы из собрания Вологодского музея-заповедника «Житие Иоакима, Анны и Богоматери» с авторской подписью вологодских иконописцев Ермолая и Якова Сергеевых (датирована 1675 г.) и открытие выставки фотографий, которые Ольга Соколова сделала во время командировок в Белозерск. Икона «Житие Иоакима, Анны и Богоматери» поступила из Богородицкой нижнедольской церкви в музей-заповедник в 1930-м году. Тогда ею заинтересовался Иван Васильевич Федышин, затем работу продолжил Николай Иванович Федышин, который сделал пробные расчистки и частично открыл надпись на иконе, но полный комплекс реставрационных работ был проведен позднее, в 2013, Ольгой Соколовой. Этот исторический памятник она восстанавливала около двух лет. Икону написали вологодские храмовые иконописцы Яков и Ермолай Сергеевы, которые в свое время не раз приглашались в Москву для выполнения заказов. У иконы довольно редкая иконография, удалось отыскать две прорези, из элементов которых она и была скомпонована. Подписаны они были так: «на Москве у Артемона Сергеевич в церкви Николы Столпа сий образ писан местный». Это оказался царский храм Николая Чудотворца в Столпах, который был построен в 1669-1672 годах по воле Алексея Михайловича. А сам Артемон Сергеевич Матвеев – боярин – воспитывался вместе с царем и был его первым другом. И наши иконописцы могли принимать участие в выполнении государственного заказа по написанию иконостаса для этого храма. Икона «Житие Иоакима, Анны и Богоматери», судя по расшифрованной подписи, была написана по благословлению игумена Кандалакшского монастыря, подворье которого в то время находилось и в Вологде. Фотовыставка отражает исторические этапы реконструкции белозерских храмов, виды города, подготовку к его юбилею. Татьяна Залогина пригласила Ольгу Соколову с этой экспозицией в Белозерский музей.
Ирина Сорокина | ||
|
return_links(); ?>
build_links(); ?>