Музей кружева продолжает знакомить вологжан и гостей области с лучшими образцами европейского кружева. 30 июля состоялось торжественное открытие выставки, посвященной изделиям кружевниц из Дании, – «Датское кружево: история и современность».
Это совместный выставочный проект Вологодского музея-заповедника и Музея Южной Ютландии города Тёндер, обладающего обширной коллекцией датского кружева. Сотрудничество двух музеев началось три года назад на выставке кружева из Тёндера в Государственном музее А.С. Пушкина и Павловском дворце.
Начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский, поблагодарив за сотрудничество коллег из Дании, отметил: «Это первый в истории вологодского Музея кружева совместный музейный проект с Данией. Если он будет иметь успех, в следующем году музейная коллекция вологодского кружева будет экспонироваться уже в датском музее».
Выставка «Датское кружево: история и современность» организуется при поддержке Посольства Королевства Дании в Москве. Заведующая Музеем кружева Юлия Евсеева зачитала приветственный адрес посольства, где было сказано, что основная цель выставки – укрепление культурных связей между нашими странами.
Заместитель генерального директора Вологодского музея-заповедника Наталия Золотова напомнила, что при создании в Вологде музея кружева концептуально было предусмотрено, как одно из направлений в работе, знакомство с различными европейскими центрами кружевоплетения. Ранее в вологодском музее уже демонстрировались кружева из Франции, Швейцарии и Хорватии. «Заполучить» датское кружево было очень интересно. Видеть, как работают датские кружевницы – большое наслаждение: тончайшее кружево плетется на большом количестве коклюшек; работа ювелирная», – заметила Наталия Золотова.
Директор Музея Южной Ютландии датского города Тёндер Эльземари Дем-Йенсен погрузила гостей выставки в историю бытования кружевного промысла в Дании. Кружевоплетение в Западной части Южной Ютландии зародилось примерно в начале XVII века. Существует версия, что первоначально датский король Кристиан IV пригласил в Данию кружевниц из Бельгии, чтобы обучить датчанок этому ремеслу. Датчанкам, обучающимся кружевному промыслу, было запрещено покидать регион, в котором они жили, чтобы секреты ремесла не распространились за пределы региона. Кружево было очень дорогим; только богатые и благородные датчане имели возможность носить шелк, бархат и кружева – шарфы, манжеты и воротнички. Обучаться кружевоплетению девочки начинали с 6 лет. Дети работали с утра до вечера, за исключением воскресенья. Это была суровая работа, но спустя несколько лет они становились искусными мастерицами и могли дорого продавать свои изделия.
Несколько веков (XVII-XVIII, начало XIX) кружевоплетение для Тёндера рассматривалось как дело особой значимости, недаром на карте этой области изображена женщина с кружевными лентами. Этот исторический факт очень роднит Южную Ютландию с Вологодской областью, где кружевной промысел также имел важное значение и являлся отраслью производства. Основная разница между вологодским и датским кружевом заключается в размере кружевных изделий. Если для вологодской кружевной традиции характерно изготовление больших скатертей, шалей, салфеток, то датские кружевные изделия, как правило, небольшого размера – в основном, это воротнички и манжеты.
В экспозиции выставки в вологодском Музее кружева представлены образцы датского кружева начиная с XVIII века, некоторые из которых имеют сходство с французским кружевом, что связано с заимствованием. С XVIII века традиционное датское кружево стало называться «тёндерлейс», по названию самого региона. Специфика датского кружева состоит в том, что в его орнаменте очень много цветов, листьев, элементов растительности – и названия кружева (а у датского кружева есть названия) – также связаны с названием цветов: «розочки», «клубнички» и др. Также кружева могли называться по именам самих кружевниц, например, «Лизетт» или «Мари».
В начале XIX веке появилась мода на кружевные накидки на голову для посещения церкви, но с середины XIX века традиции кружевоплетения в этом регионе Дании стали постепенно утрачиваться. В начале XX века, когда исчезновение промысла стало уже повсеместным, многие женщины стали собирать, коллекционировать образцы исчезающего ремесла. Именно благодаря им в городе Тёндер промысел не исчез окончательно.
Кружево Тёндера отличает сложность исполнения (для создания сложных рисунков мастерицы использовали одновременно 400 коклюшек!), тончайшие нити, качество плетения. На выставке представлены лучшие образцы мерного кружева, традиционные головные уборы, панно, шали, ажурные воротники и манжеты, а также современные образцы кружевоплетения, которые сделаны из драгоценных золотых и серебряных нитей. Украшением выставки стали различные артефакты, связанные с производством и распространением кружева, к примеру, образцы сколков на пергаменте, специальный ящик странствующего торговца кружевами (этот способ продажи нарядных изделий в прошлом был в числе самых популярных) или старинный стеклянный шар, который кружевницы наполняли водой и размещали рядом со свечой для дополнительного освещения. Показ экспонатов дополняют редкие документы и фотографии. Выставка будет работать до 23 ноября.
Теги: Музей кружева