Государственный архив
Вологодской области в рамках акции «Вологодские культурные каникулы» продолжает выпуски
проекта «Легко ли быть гимназистом», посвященного истории развития
образования в Вологодской губернии. Первую часть можно прочитать здесь.
Среди светских учебных заведений особенным статусом обладала Вологодская губернская мужская гимназия имени императора Александра I «Благословенного», располагавшаяся в одном из красивейших зданий Вологды на углу Плац-Парадной площади и ул. Б. Петровка (ныне первый корпус Вологодского государственного университета).
Мужская
гимназия ведет свою историю с Главного народного училища, открытого в 1786 году
по указу императрицы Екатерины II. В 1804 году училище было преобразовано в
губернскую гимназию. Однако время постройки и первоначальное назначение здания гимназии
неизвестно. По преданию этот дом принадлежал некой богатой торговой фирме, что
подтверждалось существовавшими в нижнем этаже кладовыми. Со временем дом был
куплен Приказом общественного призрения, и к 1820-м годам здание приобрело
настоящий прекрасный вид. В 1835 году при гимназии был учрежден благотворительный пансион, нравы и поведение
воспитанников которого нашим современникам показались бы весьма своеобразными.
Вот как описывал свое пребывание в пансионе для дворянских детей при мужской гимназии
в конце 1850-х гг. писатель Павел
Владимирович Засодимский: «Старшие
воспитанники переставали колотить младших, меньше притесняли их, не отнимали у
них разбойным образом, как бывало прежде, ни чаю, ни булки. Вечерние драки,
«бои гладиаторов», как окрестили их некоторые, происходили все реже. Гувернеры
уже не дрались с прежним азартом и ушей воспитанникам не отрывали. Субботние
сечения продолжались, но розги уже, видимо, теряли свой престиж… Пансионеры
начали носить волосы длиннее прежнего и многие уже выпускали из-под галстука
воротнички рубахи; в пансионе стали ходить, расстегнув куртки; с гувернерами
разговаривали сидя… Вместо маршировки и гимнастики нас стали учить танцам».
Начиная
с 1870-х гг. в гимназии было введено восьмилетнее
обучение. Наряду с основными предметами: Законом Божьим, историей, русским
языком и арифметикой – преподавались тригонометрия, космография, и «мертвые» языки
– древнегреческий и латинский, а среди
учебных пособий можно было увидеть воздушный насос, зеркальный телескоп,
оправленный магнит, камеру-обскура, морской компас, астролябию, модель военного
корабля и другие диковины. Необходимо заметить, что знание «мертвых» языков
являлось одним из условий для получения высшего образования, поэтому мужская
гимназия была единственным учебным заведением в губернии, дававшим среднее
образование, необходимое для занятия должности и права поступления в вузы
империи.
Учиться
в гимназии было достаточно сложно, бывало, что нерадивый ученик оставался на
второй, а порой и на третий год. В этом смысле показателен пример воспитанника
мужской гимназии, будущего «короля репортеров» Владимира Гиляровского,
учившегося в там с 1865 по 1871 гг. Второй гимназический класс Володя закончил с неудовлетворительными
знаниями по арифметике и естественной истории, так что обучение пришлось
повторить, а после двухгодичного курса обучения в третьем классе потребовалась
летняя переэкзаменовка по алгебре и арифметике. Прилежание также не являлось
отличительной чертой нашего земляка – его неоднократные сумасбродные выходки
приводили к появлению в ведомостях успеваемости строгих выговоров за поведение.
Так, в один из холодных зимних дней, а мороз в Вологде был настолько сильный,
что даже птицы замерзали на лету, Владимир
принес в класс несколько окаменевших от холода ворон. Через некоторое
время, вороны, благодаря теплому воздуху, оттаяли и, окончательно ожив, стали
летать прямо по классу, приведя ребят и самого Владимира в полный восторг!
В
более поздний период замечания по поведению гимназистов стали заноситься в так
называемые кондуитские списки. Так, согласно кондуиту ученика 3-а класса Лёни
Знаменского за 1911/1912 учебный год мы узнаем, что «22 сентября во время урока, который давал помощник классного
наставника, вынул папиросу и вставил её себе в рот, вместо того, чтобы слушать
то, что читали в классе, он занимался составлением различных объявлений из
букв, вырезанных из газеты, и наклеивал эти объявления на пояса товарищей».
Взыскание за этот проступок последовало весьма жесткое – постановлением
педагогического совета Леонид был временно
уволен из гимназии. Еще один сюжет: в 1913 году ученик 4-б класса Борис
Липинский «будучи оставленный классным
наставником на 2 часа, взял оторвавшуюся с винтов крышку скамьи и бросил в
печь, где она и сгорела», за что в воскресенье провел четыре часа под
арестом. Среди гимназической братии большой популярностью пользовались «невинные
шалости», как-то пульнуть во время урока в товарища из рогатки или в самый
неподходящий момент взорвать пистон под ногами учителя, за что «зачинщики
беспорядков», как правило, оставались на несколько часов после уроков в классе.
Гимназисты же старших классов, развлекаясь вне учебных стен, устраивали
настоящие кулачные бои. Из воспоминаний П. В. Засодимского узнаем: «Тогда в среде пансионеров еще живо
сохранялись воспоминания о том, как зимой на льду реки Вологды, близ Красного
моста, устраивались кровавые побоища между семинаристами и гимназистами.
Боролись, ходили стеной на стену, дрались на кулачках, поленьями, чем попало, и
дело иногда доходило чуть не до смертоубийства…».
Из
стен Вологодской губернской мужской гимназии вышла целая плеяда известных деятелей культуры и науки: писатели П. В.
Засодимский, В. А. Гиляровский, Ф. П. Савинов (автор знаменитого стихотворения
«Родное», переложенного на песню «Вижу чудное приволье»), В. Т. Шаламов;
художники И. Н. Варакин, Н. П. Дмитриевский, искусствовед И. В. Евдокимов;
ученые-химики А. Е. Фаворский, И. И. Черняев, С. С. Перов, математик А. Н.
Коркин, историк-краевед А. Е. Мерцалов, педагог Н. Ф. Бунаков, К. Булычев –
епископ Константин Самарский, общественный деятель и предприниматель Х. С.
Леденцов, министр путей сообщения Российской империи С. В. Рухлов и другие.
В
начале ХХ века в вологодской ученической среде активно стало развиваться волонтерское движение. Особенно искреннюю
заинтересованность в деле помощи родному отчеству в военное время проявили
воспитанники мужской гимназии. Следуя призыву благотворительных комитетов «с миру по нитке – голому рубашка» гимназисты
совместно с учениками и ученицами других учебных заведений города неоднократно
устраивали благотворительные музыкальные, танцевальные и литературные вечера,
доход от которых шел на помощь раненным и фронту. Так, в 1915 году состоялся
совместный духовный литературно-музыкальный вечер учащихся мужской и 2-й женской
гимназий г. Вологды, в ходе которого молодые люди декламировали стихи Пушкина,
Жуковского, Гюго, исполняли духовные оратории. Учащиеся организовывали акции по
сбору вещей и подарков русским воинам, получая взамен благодарные отзывы от
солдат и офицеров с передовой.
Особый
интерес вызывают факты добровольной помощи городской учащейся молодежи
крестьянским семьям, чьи родственники были призваны на фронт. Так, осенью 1915
года в сельхозработах в Вологодском уезде принимали участие 11 ученических
бригад, состоявших из учеников различных учебных заведений г. Вологды: духовной
семинарии, мужской гимназии, реального училища, торговой школы и высших
начальных училищ – всего 178 ребят.
Примерно за полмесяца работы ими было обмолочено более 3 тыс. пудов злаковых
культур. Кроме того добровольцы (часть из которых составляли представители
дворянского сословия) выполняли и другую непривычную для них работу – косили
овес, возили снопы, рубили дрова и т.п., чем заслужили уважение и благодарность
местных жителей. Эти примеры невольно отсылают нас к советской традиции выездов
школьных и рабочих коллективов «на картошку».











С
началом Первой мировой войны (1914-1918) одиннадцать
учащихся Вологодской губернской мужской гимназии были мобилизованы на фронт.
По сведениям на 1916 год семь воспитанников гимназии погибли на войне. Желание
помочь родине в тяжелые военные годы было настолько велико в гимназической
среде, что были зафиксированы случаи самовольного ухода или побега в тайне от
родителей несовершеннолетних учеников 13-14-ти лет на передовые позиции Русской
армии. Однако абсолютное большинство бесстрашных, но неопытных гимназистов задерживали,
как правило, на вокзалах Петрограда и Москвы.
В следующей публикации читатели
узнают, какое училище г. Вологды носило имя императора Александра II, и
познакомятся с миром его воспитанников, которых называли «реалистами».