12+

Государственный архив области рассказывает юным вологжанам, «легко ли быть гимназистом»

Государственный архив Вологодской области в рамках акции «Вологодские культурные каникулы» представляет проект «Легко ли быть гимназистом», посвященный истории развития образования в Вологодской губернии.

Осень – не только прекрасная пора природы, но и время новых открытий, знаний и впечатлений, связанных прежде всего со школьной порой. Для одних это время первого знакомства со школой, для других – начало последнего учебного года перед экзаменами на зрелость. И, возможно, входящая в здание школы, колледжа или университета молодежь и не подозревает, что некоторые из этих строений, украшающих наш город, насчитывают не одно столетие. Государственный архив области предлагает вместе отправиться в увлекательное путешествие и с помощью архивных документов, как на машине времени, перенестись на сто и более лет назад и познакомиться с семинаристами, епархиалками, гимназистами и реалистами, а также с их жизнью в школьных стенах и за ее пределами.

Начало народного просвещения на Вологодчине было положено еще во времена Петра I. Нужно заметить, что первой «питательной средой» всего образования являлась религиозная почва. В начале XVIII века в ряде епархий стали создаваться специальные школы для подготовки священнослужителей. В 1724 г. в Вологде открылась первая архиерейская или, как её еще называли, цифирная школа. Однако через год учебное заведение, располагавшееся на территории Кремля, ввиду недостатка учеников, закрылось. В 1730 году на основе бывшей цифирной школы открылась Вологодская духовная семинария с двумя отделениями: славяно-латинским и славяно-российским. Латынь преподавал сам епископ Вологодский и Белозерский Афанасий (Кондоиди). В 1751 г. в её стенах открылся философский класс, а в 1778 г. – богословский. Если число первых учеников семинарии не превышало 40, то к 1780 году оно достигло 500. Причем, согласно семинарским правилам поведения, ученикам, проживавшим в ученическом корпусе, предписывалось вставать не позднее половины седьмого утра и ложиться спать в 10 часов вечера, свободное же от занятий время рекомендовалось посвящать пению, музыке, живописи и гимнастическим упражнениям, а также «не уклоняться от садовых занятий и игр, способствующих развитию и укреплению физических сил, иметь друг к другу искрению дружбу и братскую любовь, которая во взаимные отношения учеников привносила бы доверчивость, ласковость, кротость, терпение…». Надо сказать, что семинаристам, как и другим молодым людям, были не чужды и простые мирские радости в виде общения со сверстницами. Совместные вечеринки семинаристов старших классов и дочерей священников, на которых, кстати сказать, можно было присмотреть себе будущих супругов, проводились, обычно, в доме одной из девушек. Если родители не возражали потерпеть бессонную ночь, приглашение получали несколько пар (до десяти). Угощение на подобных вечеринках не предусматривалось, за исключением дешевых конфет для девушек. Как правило, за небольшую плату приглашали музыканта – скрипача или гитариста – из своих же товарищей. Однако чаще всего обходились своими силами – пели и танцевали под собственный аккомпанемент. В моде в то время были народные песни и городские романсы.

Знания, полученные в Вологодской духовной семинарии, позволяли ее выпускникам проявлять себя на различных поприщах. Её воспитанниками были многие известные деятели науки и культуры: ученые П. И. Савваитов, Д. С. Белянкин, Н. Е. Введенский, М. Я. Мудров, богослов Н. Н. Глубоковский, краевед-архивист Н. И. Суворов, поэт И. А. Куратов и многие другие. С 1798 по 1917 годы семинария размещалась в величественном здании, выстроенном в классическом стиле на Пречистенской набережной, в основу которого были положены построенные в XVII в. каменные палаты подворья Кирилло-Белозерского монастыря. В середине ХХ века в здании располагался Вологодский облисполком. Ныне в нём находится Вологодский государственный университет.

Колыбель женского духовного образования располагалась в прекрасном трехэтажном здании на углу современных улиц Чернышевского и VI Армии. Однако в год открытия (1887) в нем расположилось общежитие Вологодской духовной семинарии, и только в 1903 году здание было передано Епархиальному женскому училищу, переведенному из Горнего Успенского монастыря. Ежегодно в учебном заведении обучалось от 300 до 350 девочек. В основном это были дочери священноцерковнослужителей со всей Вологодской губернии. Епархиалкам, как их называли городские обыватели, в стенах училища преподавали Закон Божий, священную историю Ветхого и Нового Завета, катехизис, русский язык и ознакомление со славянским языком, арифметику, физику, географию, церковно-гражданскую русскую историю, чистописание, пение простое и нотное и рукоделие. Выпускницы училища получали аттестат на звание домашней учительницы, многие в последствие работали в церковно-приходских и земских школах. Последний выпуск Епархиального женского училища состоялся в революционном 1918 году, и после его расформирования здание было передано в распоряжение губернского караульного батальона, а во второй половине ХХ века в доме располагался военный госпиталь.

Вологодская духовная семинария. Открытка 1900-х гг. Аттестат выпускника Вологодской духовной семинарии Е. Р. Ржаницына. 31 августа 1850 г. Из книги для записи наблюдений за учениками Вологодской духовной семинарии. 13 ноября 1883 г. Меню на период со 2-й по 5-ю недели Великого поста для учащихся Вологодского духовного училища. 1907 г. Вологодское епархиальное женское училище. Нач. ХХ в. Аттестат выпускницы Вологодского епархиального женского училища А.П. Образцовой. 31 мая 1896 г. Пропись ученика Черевковского приходского училища Сольвычегодского уезда Вологодской губернии П. Истомина. 1839 г. Заведующий Согорской церковно-приходской школы Никольского уезда священник П.А. Фреллель. Нач. ХХ в.

История начального или низшего обучения ведет свое начало от приходских школ или училищ. Подобные учебные заведения впервые открылись в 1807 году – сначала в Тотьме, а затем и в Вологде. В Вологодской епархии с 1885 по 1894 года было открыто 312 церковно-приходских школ, где детей обучали грамоте, давали элементарные знания о природе и истории, воспитывали в духе любви к церкви, царю и отечеству. В 1918 году количество приходских училищ достигло 1035, которые, согласно декрету об отделении церкви от государства, были реорганизованы в трудовые школы первой и второй ступени.

В следующей публикации читатели узнают, зачем вологодские гимназисты изучали мертвые языки, космографию и астролябию, кто принес в гимназический класс замерзших ворон, а также многое другое из жизни и учебы воспитанников Вологодской мужской гимназии им. императора Александра «Благословенного». 

Государственный архив Вологодской области