В селе Скородумка Грязовецкого района завершились реставрационные работы на одной из композиций настенной живописи храма Успения Богородицы. Работа специалистов в этом сезоне дала значительный результат – еще один памятник получил точную датировку стенных росписей. Реставраторами ООО «Образ Севера» выявлена дата написания и имя автора малоизвестной живописи в храме отдаленного вологодского села.
«Нам удалось провести полный комплекс реставрационных работ только на одной композиции – «Успение Пресвятой Богородицы». Храм находится в отдалении, работать пришлось с перерывами. На высоте количество людей ограничено, и это осложняло выполнение процессов. Но работа завершена, и мы получили восторженный отклик местных жителей, которые хотели видеть свой храм красивым», – рассказала художник-реставратор высшей категории Ольга Соколова.
Живопись храма, созданная в XIX веке, удивительна. Церковь построена в 1805 году и представляет собой высокое, кирпичное, пятиглавое сооружение: алтарь, четверик, трапезная, в одной связи ярусная колокольня. Открытый световой барабан, окна в три света, высокий свод и стены наполнены живописью. Храм освящен тремя престолами: в честь Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Димитрия Прилуцкого. Был период в истории церкви, когда ее закрыли, также известен ряд священнослужителей – информацию об истории храма еще предстоит дополнить. Прекрасно сохранилось внутреннее убранство: высокие золоченые иконостасы, древнерусская иконопись, чугунные плиты пола 1905 года, печь с фрагментами изразцов завода Василия Аксенова (1880, Рыбинск).
Большой ценностью храма является сохранившаяся настенная живопись площадью около 700 квадратных метров. Ее характеризует высокое мастерство исполнения: прежде всего, огромная – во всю западную стену – композиция «Успения Божией Матери», на которой иконописцу удалось создать развернутый сюжет и с удивительной точностью передать эмоциональное состояние на лицах предстоящих. Здесь исполнены отдельные фигуры апостолов в рост в простенках окон: Петр и Павел, Иоанн Предтеча, Святая преподобная Анна, княгиня Ольга и князь Владимир – и особо почитаемые: в нижнем ряду: Кирилл и Мефодий Словенские, Феодосий и Антоний Печерские, Саваатий и Зосима Соловецкие. В своде отражена тема «небесной иерархии», относящаяся к учению Дионисия Ареопагита о «силах небесных». В центре восточной части свода изображен Господь Саваоф в окружении ангельского чина, на западной – Архангел Михаил в доспехах. В переходе от стен к своду идет широкий пояс орнамента. Живопись впечатляет совершенством исполнения, продуманной профессиональной технологией и необычным иконографическим составом росписей, наполненных несложными элементами орнамента. Она исполнена в масляной технике масла и богата цветовым решением.
В летне-осенний период реставраторами О. Соколовой и В. Соколовым выполнено укрепление кладочного основания и открытых трещин с выходом в подкровельное пространство трапезной, также укреплено шелушение красочного слоя и отставаний штукатурки, утраты штукатурки восполнены новым грунтом. Живопись тонирована, покрыта лаком.
Обнаруженная на композиции надпись позволяет указать имя автора – Владимир Кустов – и дату ее исполнения – 1879 год. Есть и фамилии работников, которые выполняли поновительские работы, но они нуждаются в уточнении.
К сожалению, большинство композиций, особенно в верхней части свода и внизу, по-прежнему находятся на грани осыпания и ждут реставрационных работ. Здесь же, в четверике холодного храма, имеется иконостас с полным набором икон станковой темперной живописи разного времени. Некоторые из них подлинные и тоже нуждаются в реставрации.
На то, чтобы законсервировать и отреставрировать все росписи, потребуются несколько лет кропотливой работы и существенные финансовые вложения. Приход храма небольшой, но всё же жители надеются на обновление церкви и сохранение живописи.
Теги: реставрация