Актера Игоря Рудинского в Вологде не знает, наверное, только тот, кто ни разу не бывал в театре. Больше 20 лет своей актерской жизни он отдал Вологодскому драматическому, уже почти 10 лет играет на сцене Вологодского театра для детей и молодежи. В 34 года став заслуженным артистом России, к своему полувековому юбилею Рудинский накопил почти две сотни ролей, считать которые перестал, когда их число перевалило за седьмой десяток.
Он не любит давать интервью, уверяя, что всё, что хочет сказать, артист говорит со сцены. И все-таки в канун юбилея Игорь Рудинский рассказал cultinfo о том, что подтолкнуло мальчишку из красноярской глубинки стать актером, о двух театрах в своей судьбе и о том, с каким настроением он встречает свое 50-летие.
Сибирский акселерат
Игорь Рудинский родился в Красноярском крае, а детство прошло в селе Черное озеро в Хакассии , где отец был председателем сельсовета. Мама окончила Минусинское культпросветучилище, работала завклубом, потом ушла в торговлю, но всю жизнь занималась художественной самодеятельностью, организовывала концерты, играла на трубе и баяне.
В школу Игорь пошел с 6 лет – не мог дождаться положенного возраста. «Пошел провожать друга в школу – обидно было, что мои товарищи по играм все в школу пошли, а мне год еще ждать. Стоял, плакал. Один паренек подошел, мол, чего плачешь? Я сказал, что в школу хочу. Он тогда вытащил у каждого по цветочку, сунул мне в руку букет – и я в чем по деревне носился, в том и пошел в класс. Отсидел первый урок, домой пришел и сказал: я записался в школу. Родители и учителя отнеслись так: пусть ходит, надоест – перестанет. А мне не надоело. И учился я наравне со всеми, а то и лучше».
В школе Рудинский, которому было все интересно, посещал все кружки – от авиамодельного до кружка художественной самодеятельности; занимался спортом, ходил с братом на конный двор. О будущей профессии не думал, и идея поступать на актера была во многом спонтанной, навеянной «киношной» романтикой.
Лесотехник или актер?
«Был такой фильм –”Конец императора тайги”, про молодого Аркадия Гайдара, которого играл Андрей Ростоцкий. Такой хороший приключенческий фильм, который к тому же снимался в наших краях. Мы все были под впечатлением от этого фильма – и, я думаю, мысль поступать на актера подспудно пошла оттуда, из кино. Мне казалось, я всё умею: петь могу, плясать могу, кое-какими инструментами владею, даже в цирковом кружке занимался акробатикой и эксцентрикой. И хотя меня уже без экзаменов брали в Сибирский технологический институт – мы со школьным лесничеством выиграли крупные соревнования – я втихаря написал письмо в Красноярский институт искусств, попросив, чтобы мне выслали условия для поступления на театральный факультет».
Письмо в институт также получилось спонтанно: в местной газете Рудинский увидел объявление о наборе на специальность «актер театра и кино» и решил написать практически «на деревню дедушке». Но в институте любопытному абитуриенту решили ответить и выслали требования для поступающих и даты консультаций и экзаменов.
«После выпускного в школе мы с классом поехали на озеро. Вдруг приезжает мама: Игорь, там тебе письмо из института. В письме написано, что консультации начинаются буквально послезавтра. Что делать? Пришел к директору дома культуры – он помог составить программу для поступления. Проконсультировался еще у педагога по литературе. Всё делал под большим секретом, потому что если бы не поступил и вернулся обратно в деревню, кликуха “артист” приклеилась бы на всю жизнь».
Перед экзаменами в театральный были консультации. Рудинский читал «Стихи о советском паспорте» Маяковского. Говорит, повезло, что на момент поступления ему еще не было 16 лет и паспорта у него не было – а то бы пошел торной дорожкой многих начинающих актеров, «достающих из широких штанин». Комиссия повеселилась и посоветовала на экзамен прийти через год – когда получит паспорт. Но незадачливый абитуриент понравился одному третьекурснику, присутствовавшему на консультации. Он посоветовал на экзамен «сменить репертуар», взяв вещи посерьезнее. Только выучить всё надо было за ночь перед экзаменом.
Рудинский пошел в краевую библиотеку, где ему отказались выдавать книги по причине отсутствия паспорта и посоветовали записаться в детскую библиотеку. Силой обаяния он все-таки проник в читальный зал, взял посоветованные произведения, переписал и за ночь всё выучил. На следующий день, благополучно сдав экзамен, он поступил в Красноярский институт искусств на театральное отделение.
В это же время у 16-летнего Игоря умирает отец, который перед смертью успел узнать, что сын готовится стать артистом.
Красноярская четверка
«Первые два года в институте были очень сложными – интеллектуальная база, объем прочитанного был маленький, а нутро распирало: в общем, амбиции не соответствовали амуниции. Поэтому старался, «напитывался», ходил везде с открытым ртом и растопыренными ушами, слушал педагогов, старшекурсников».
Факультет, на который поступил Рудинский, был театрально-художественный, и в общежитии артисты жили бок о бок с художниками. «Скульпторы, керамисты – к ним в комнату заходишь, как в музей. Частенько просили попозировать для учебных этюдов, подтянули по истории изобразительного искусства. Хорошая вещь – жизнь в общаге».
Сложнее шла история партии и другие непрофильные предметы. О том, как непросто учиться на актера, говорит и тот факт, что из 18 набранных первокурсников окончить институт смогли только четверо.
На последнем курсе красноярцев присмотрел тогдашний директор Вологодского драмтеатра Любим Поздняк. «Любим Кириллович был другом мастера нашего курса (и тоже одно время – актера Вологодского драмтеатра) Валентина Александровича Трущенко. Он дважды нас смотрел и после диплома сказал, что приглашает в Вологду четверых – Андрея Шерстнева, Наташу Ситникову, Костю Гамова и меня. Собственно, так и сложилась наша «красноярская четверка», как нас потом долго называли в Вологде. Чуть позже подтянулся Дима Мельников, который также учился с нами».
В Вологду Рудинскому ехать хотелось, хотя в тот момент он почти ничего о ней не знал. «Очень нравилось, что это старинный русский город. Импонировало и то, что – по сибирским меркам – Вологда находится так близко от столиц, Москвы и Питера».
Хлеба или зрелищ?
В 1990-х в Вологде на Рудинского буквально обрушился богатейший репертуар, о котором можно только мечтать. На десятом году работы в Вологодском драмтеатре у актера уже было больше 70 сыгранных ролей, в том числе в спектаклях, поставленных режиссерами из-за границы – Алессио Бергамо (Италия), Жан-Клод Берютти (Франция). А параллельно – коллективные творческие работы в театре-кабаре «АртРеприза» Вологодского Дома актера, «Русская антреприза» в «Русском доме», где спектакли ставил Михаил Ильич Резцов, и бурная околотеатральная жизнь.
«Девяностые – странное время. С одной стороны – голодное, трудное. Помню, зрители в то время даже подкармливали артистов – могли принести на вахту и оставить, например, мешок картошки. Театр снимал нам на 3 театральных семьи 4-комнатную квартиру на улице Псковской – в конце улицы тогда были заброшенные дачи и мы ходили, собирали яблоки: есть очень хотелось. Зарплату и без того небольшую часто задерживали. Но мы тогда переносили это легко, потому что казалось: какая все это ерунда по сравнению с тем, что мы в театре! Нам хлеба не надо, работу давай!».
Актеру приходилось работать на трех работах, чтобы прокормить семью. Делал декорации в столярном цехе, после спектакля не гнушался подрабатывать дворником. Потом стал вести банкеты, свадьбы, юбилеи. «Тяжело всё это было. Сколько раз было желание всё бросить, сменить кардинально жизнь. Удержало, наверное, сознание того, что раз Бог дал талант – нужно идти этим путем и честно выполнять свою работу».
Смена театра
В драмтеатре Игорь Рудинский отслужил 21 год – полноценную творческую жизнь. В 2000-х с приходом в театр режиссера Зураба Нанобашвили список ролей Рудинского еще больше расширился: Миша Бальзаминов в «Бальзаминов! Бальзаминов!..» (А.Островский), Тезей в «Сне в летнюю ночь» (У.Шекспир), Платон в «Невесте из Имеретии» (Б.Рацер, В.Константинов), Тригорин в «Чайке» (Б.Акунин), господин Кралер в «Дневнике Анны» (Ф.Гудрич, А.Хаккет). В 2005 году – в 34 года, что довольно рано для серьезных званий – он стал заслуженным артистом России, и это налагало особую ответственность. Но постепенно взаимоотношения с худруком становились все более сложными, и в 2011 Рудинский поменял театр. Скоро начнется уже десятый сезон, как вологодские зрители знают его в качестве актера Театра для детей и молодежи.
«Актеру нужен не театр-коробочка, а работа. Та, которая его удовлетворяет. Материал, который хочется играть. Быть в строю, быть востребованным. Такая профессия. Кстати, работая в драме, я на приглашенных ролях несколько раз играл в ТЮЗе и труппа меня знала».
ТЮЗ
«В далёком 1993 году Игорь Рудинский был приглашен мной в ТЮЗ на роль Ромео, – вспоминает художественный руководитель Вологодского театра юного зрителя, народный артист России Борис Гранатов. – Он тогда был начинающим артистом – три года прошло с начала его работы в Вологодском драматическом театре. А потом через шесть лет состоялась еще одна наша встреча – он сыграл Хосе в моём спектакле «Кармен». Так что творческое содружество у нас давнее. После двадцати лет успешной работы в драмтеатре Игорь перешёл в наш театр. Артист высокопрофессиональный, требовательный к себе и к партнёрам, он за десять лет стал неотъемлемой частью труппы, сыграл множество разноплановых ролей. Сейчас заслуженный артист РФ Игорь Рудинский в прекрасной творческой форме, и я с удовольствием поздравляю его с юбилеем».
В Вологодском ТЮЗе Рудинский также наработал свой репертуар, появляясь почти в каждом спектакле театра – от детских сказок до серьезных спектаклей для взрослых. Лонгрен в «Алых парусах» и Карабас Барабас в «Новогодних приключениях Буратино», Доктор в «Марьином поле» и Билли Бонс в «Острове сокровищ», предатель Рыбник Иост в «Страстях по Тилю» и Андрей Гаврилыч Дубровский в «Дубровском», тиран-отец в «Училке XXI века» и начальник Зилова в «Утиной охоте», Киса Воробьянинов в «Двенадцати стульях» и серый волк в «Зайке-зазнайке», бывший нацист Курт Дюссандер в «Способном ученике» и Командор в «Каменном властелине»...
В некоторых спектакля он уже заправски исполняет образы умудренных жизнью стариков – таков его дедушка в спектакле для подростков «Настоящее неопределенное время», последней премьеры ТЮЗа, сыгранной буквально накануне объявления карантина. Впрочем, переходить на «возрастные» роли для Рудинского не в новинку.
«В драмтеатре в спектакле «Всё в саду» по Олби я играл 42-летнего героя в то время, когда мне было 29 лет. Режиссер Андрей Лапиков сказал, что видит только меня в этой роли. Сережа Закутин играл моего сына. Мне тогда эта роль казалась очень возрастной, и я мазался гримом, рисовал морщинки: думал, что очень молодо выгляжу. Тогда было интересно: утром я играл 14-летнего принца в «Снежной королеве», а вечером – вот этого самого 42-летнего уставшего от жизни мужчину».
Играть «в молодого» Рудинскому приходится и сейчас: в спектакле «Метель» он исполняет роль Импровизатора, в определенный момент спектакля становящегося героем-любовником – женихом юной Маши.
Кино
В кино, о котором мечталось в юности, актеру тоже удалось испытать себя. В 2016 году в Устюжне режиссер Алексей Козлов снимал приключенческий фильм «Золотой транзит», действие которого происходит в 1924 году в городке Чуйске на границе с Китаем. В Вологодском Доме актера проходил кастинг на небольшие роли и Рудинского утвердили на роль банкира Щелыгина – по послереволюционным меркам, «бывшего», к которому внимательно приглядываются чекисты. Съемки проходили в «банке», под который переделали одну из комнат бывшей районной поликлиники Устюжны. «Вообще, сам процесс съемок очень интересен, это полезный для артиста опыт. Там, конечно, своя технология и сразу чувствуется – кто профи, а кто – нет».
Хороший возраст
К цифре «50» Игорь Рудинский относится, по его словам, более чем спокойно. «Это совсем не страшно, я вот уже отца пережил на целый год – ему 49 было, когда он ушел. В принципе, этот возраст ничем не отличается от предыдущих. Разница, пожалуй, только в том, что о многих дорогих людях – учителях, наставниках, друзьях – уже приходится говорить в прошедшем времени. Ну и более трезво оцениваешь свои силы и возможности. А вообще, хороший возраст». Что касается личной жизни, о которой Рудинский предпочитает скромно отмалчиваться, то к 50 годам актер уже дважды стал дедушкой: одна его внучка живет в Красноярске, другая – в Вологде.
Дни вынужденного карантина и самоизоляции, предшествующие юбилею, Рудинский посвятил чтению – перечитал «Лето Господне» Ивана Шмелева и Ветхий завет – по его словам, самую мощную драматургию. «Наши беды, по сравнению с тем, что было там, – тьфу!», – улыбается артист.
Тот самый…
В планах открытия нового театрального сезона 2020-2021 в вологодском ТЮЗе – постановка «Тот самый Мюнхгаузен»: бенефис Игоря Рудинского. Ставить спектакль будет режиссер Наталья Петрова-Рудая, супруга Игоря. Надеемся, обстоятельства будут благоприятствовать, и вскоре все поклонники услышат из уст любимого артиста сакраментальную фразу: «Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»…
К юбилею Игоря Рудинского Наталья Петрова-Рудая смонтировала видеофильм, посвященный Игорю и его семье: маме, папе, брату и любимой малой родине
Теги: Игорь Рудинский, ТЮЗ