Сегодня у большинства здравомыслящих людей не вызывает вопрос о необходимости получения образования, но так было не всегда. По данным ученых-этнографов, в конце XIX – начале ХХ века в Вологодской губернии грамотными были около 31% мужчин и 4% женщин. Средняя грамотность составляла 17,5%, и уровень ее был невысоким: человек мог поставить подпись в документе, что-то прочитать, с трудом что-то написать. В некоторых сельских обществах не было ни одного грамотного, и для оформления приговора схода приходилось нанимать писаря, которого порой ради нескольких строк везли 50 верст по плохой дороге.
Не способствовало распространению грамотности и состояние сельской школы в 1870-е годы. Дети почти ничему не учились, большинство в итоге могли лишь написать свою фамилию. Поскольку школьниками были дети от 8 до 12 лет – очень важные работники в крестьянской семье – то крестьяне неохотно отпускали детей учиться.
Но постепенно к концу XIX века деревня становится всё менее замкнутой. Распространяются отхожие промыслы, в деревне открываются маслозаводы и другие промышленные предприятия, развивается сельская торговля. Для крестьян становится очевидно, что грамотность может дать серьезный дополнительный доход. Кроме того, деревней интересуется множество инстанций, и каждому крестьянину так или иначе приходится иметь дело с письменными документами.
Подробно о том, что привело к распространению грамотности в крестьянской среде, рассказывает фильм «Нужна ли деревне грамотность?», снятый сотрудниками музея «Семёнково» в рамках проекта «Ночлежный приют».
Теги: Семенково