Проект «Арт-мозаика» знакомит вологжан с работой неизвестного итальянского художника XVIII века «Дама с веером».

«Дама с веером» – пожалуй, самая загадочная картина из собрания Вологодской областной картинной галереи. Легкая полуулыбка героини, блеск ее глаз и необычный костюм наводят на мысль о маскараде. Невольно вспоминаются лермонтовские строки: «Из-под таинственной холодной полумаски <…> светили мне твои пленительные глазки и улыбалися лукавые уста».

Маскарады, как известно, очень любила императрица Елизавета Петровна. Возможно, поэтому картина какое-то время ошибочно считалась ее портретом. Именно с таким названием работа и поступила в 1953 году в картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея. Однако героиня картины не имеет никакого портретного сходства с голубоглазой, белокожей, круглолицей русской императрицей, и ни на одном из портретов государыни нет подобного костюма.

Так, по определению сотрудников Государственного Эрмитажа, одевались в XVIII столетии состоятельные жительницы Венеции. Художник изобразил на мгновение сдвинувшую маску молодую венецианку, давая возможность зрителям оценить ее оживленность и привлекательность. Маска, черные треуголка и вуаль, обшитый золотым галуном плащ при необходимости сохраняли инкогнито дамы, полностью скрывая ее лицо, шею и смелое декольте нарядного платья, украшенного букетом цветов. Таинственность – характерная черта венецианских карнавалов, проводившихся ежегодно в феврале. Тогда представители всех слоев общества были совершенно неузнаваемы в масках, являвшихся главной принадлежностью карнавала с его бурным весельем и непринужденным общением вопреки всем сословным границам и принятым в обществе правилам.

Неизвестно кем и когда сделанная карандашом надпись на обороте холста «A. Antropov. SPB 1761» послужила поводом для сравнения «Дамы с веером» с полотнами известного русского портретиста XVIII века Алексея Петровича Антропова. Как выяснилось, у него нет ничего общего с автором представленной работы ни в характере изображения моделей, ни в индивидуальной манере письма, соответственно, эта версия авторства работы отпала. По утверждению эксперта-искусствоведа Татьяны Максимовой, исследовавшей на протяжении многих лет структуру холстов западноевропейских живописцев XVII – XIX столетий, картина «Дама с веером» написана на холсте, созданном в Венеции в первой половине XVIII века. Изучив ее красочный слой, она пришла к выводу, что автор картины – венецианский живописец, работавший в первой половине – середине XVIII века.

«Дама с веером» лишь слегка приоткрыла свою тайну. Злейший враг произведений старых мастеров – время, с его течением многое забывается, поэтому не только в небольших, но и в различных крупнейших музеях всегда были и есть исполненные неизвестными мастерами портреты неизвестных лиц. Картина из фондов ВОКГ, скорее всего, и не портрет, как предположили сотрудники Эрмитажа. Это так называемая «головка с выражением». У ряда европейских мастеров XVIII века были небольшие работы такого типа с изображением миловидных юных девиц и дам, предназначенные исключительно для украшения интерьера, и в этом качестве «Дама с веером» нисколько им не уступает.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Теги: арт-мозаика

Новости по теме