12+

«Арт-мозаика»

«Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.

Джанна Тутунджан. Гори ясно

Джанна Тутунджан. Гори ясно. 1976

В картинах Тутунджан символом возрождения русской деревни, а значит и родной земли, часто выступает женщина-мать, окруженная детьми, хранительница домашнего очага. Тема материнства ярко воплощена в одной из ранних, ставшей впоследствии знаковой, работ художницы «Гори ясно». .

Елизавета Бём. Свидание

Елизавета Бём. Творчество

Чаще всего Елизавета Бём рисовала сценки с детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми. Интересно, что маститые художники восприняли ее работы с нескрываемым восторгом. Ее учитель Иван Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».

В. Корбаков. Свободный полет над Вологдой

Владимир Корбаков. Свободный полет над Вологдой. 1999

Картина «Свободный полет над Вологдой» была написана мастером в 1999 году и впервые была показана на выставке «Моя Вологда» в 2000 году. В этой работе Корбаков предстает перед нами как художник-чудак, мечтатель и фантазер. Кстати, на картине «зашифровано» любимое число художника.

Л. Пастернак. Портрет А.Б. Высоцкой

Леонид Пастернак. Портрет А. Б. Высоцкой.1912

«Портрет Анны Борисовны Высоцкой», созданный известным художником Леонидом Пастернаком (1862 – 1945), отцом выдающегося поэта Бориса Пастернака, – уникальная и единственная графическая работа среди живописных полотен в постоянной экспозиции русского искусства Вологодской областной картинной галереи.

М. Зичи. Гусарская пирушка

Михаил Зичи. Гусарская пирушка. 1873

Самой большой акварелью в собрании Вологодской областной картинной галереи является работа Михаила Зичи «Гусарская пирушка» (65х94 см). Картина создана в 1873 году и посвящена нашему земляку, ротмистру Кириллу Дружинину (1841 – 1900). Об этом свидетельствует красноречивая надпись, выполненная на рисованном паспарту: «Ротмистру Кириллу Дружинину – Товарищи лейб-гусары».

А. Пантелеев. Июль

Александр Пантелеев. Июль в Устюжне. 1987

В мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева хранится полотно «Июль в Устюжне». У картины есть своя интересная история. И картин, вообще-то, две. Первая появилась в 1986 году после поездки художника в Устюжну на родину матери. Светлые устюженские впечатления легли в основу знаменитого полотна. Автор так говорил о своей творческой задаче: «Хочу, чтобы радуга виделась здесь».

И. Шишкин. Охотничьи угодья императора Александра III в Спале

Иван Шишкин. Охотничьи угодья императора Александра III в Спале

Самым большим рисунком в собрании Вологодской областной картинной галереи, размер которого 97х143 сантиметра, является работа знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина, изображающая охотничьи угодья российских императоров в Беловежской пуще. При поступлении она носила название «Охотничий домик императора Александра III в Спале».

М. А. Ларичев. На ветряном угоре. 1974, ВОКГ, холст, масло.  
Михаил Ларичев. На ветряном угоре. 1974

Эта картина словно насквозь пронизана солнцем. На угоре, с которого видна деревня и подступающий к ней лесок, девушка просеивает клюкву; красные ягоды дрожат в решете, летят по воздуху, горкой лежат у ее босых ног. Словно забывая обо всем тяжелом в сельском хозяйстве, художник показывает только радостное и прекрасное...

Михаил Копьев. Декламация    
Михаил Копьев. Декламация. 1994-1995

Живопись и графика Михаила Копьева были словно созданы театральной стихией, столько в них было присущего ей игрового, фантазийного начала, ускользающей иносказательности и подтекста. В картине «Декламация» художник показал самую суть театрального искусства: перевоплощение, создание особого возвышенного пространства, зачастую отстраненного от мира реального.

Евгений Александрович Соколов. В минуты музыки. Поэт. 1986    
Евгений Соколов. В минуты музыки. Поэт. 1986

«В наших судьбах было много схожего: мы почти сверстники – я на год старше Рубцова, у обоих детство прошло в деревне, в нужде, в обстоятельствах, не способствующих развитию таланта», – рассказывал Евгений Соколов. Художник изобразил Рубцова на берегу Толшмы. Николай Михайлович вернулся в места, знакомые с малых лет, стоит на любимом берегу, погруженный в воспоминания, а на другой стороне реки, словно он сам в детстве, виден мальчишка на коне.

Г. Попов. Щедрая земля      
Георгий Попов. Щедрая земля. 1976

Картину «Щедрая земля» художник нарисовал в 1976 году в деревне Фоминское Тотемского района. Все натюрморты Попова, как он сам говорил, «поставлены самой жизнью» – в этой картине он выразил свое представление о счастье на родной земле, спел гимн северной природе, щедрой к тем, кто трудится не покладая рук.

Ю. Пименов. Портрет Юлии Борисовой. 1968 год      
Юрий Пименов. Портрет Юлии Борисовой. 1968

Картину действительно можно считать редким экспонатом. Юлия Борисова, несмотря на то, что была публичным человеком и имела несчетное количество поклонников, категорически не допускала в свою жизнь посторонних людей. Она сама говорила, что ни один журналист или фотограф не заходил к ней в гримерную и не был у нее дома

М. Х. Аладжалов (1862–1934). Поле. После дождя. 1890-е. Холст, масло. 26,7х38.      
Мануил Аладжалов. Поле. После дождя. 1890-е

Мануил Христофорович Аладжалов (1862–1934) – автор лирического пейзажа, чье творчество было мало знакомо широкой публике, а сегодня привлекает активное внимание исследователей. Он принадлежит к художникам из окружения таких крупных мастеров московской живописной школы конца XIX – начала XX века, как Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров.

Тутунджан Д. Т. (1931 – 2011). Гета. Памяти Г.Н. Бурмагиной. 1990      
Джанна Тутунджан. Гета. Памяти Г. Н. Бурмагиной. 1990

Трогательный, цельный образ художницы Генриетты Бурмагиной воссоздан в портрете народного художника России Джанны Тутунджан. Точеные линии словно устремленной ввысь женской фигуры, тонкие вразлет брови, глубокий, полный светлой радости взгляд – такой предстает Генриетта Бурмагина в работе Джанны Тутунджан. Одухотворенность, удивительная цельность натуры подчеркнуты в каждой линии силуэта.

Александр Алексеевич Борисов. Зимняя сказка        
Александр Борисов. Зимняя сказка. 1913

Талантливейший живописец, участник полярных экспедиций, «русский Нансен», Александр Борисов стал первым отечественным художником, побывавшим за Северным полярным кругом. Основная тема его творчества – мир Крайнего Севера, суровую красоту которого Александр Борисов воспел в многочисленных этюдах и полотнах.

Георгий Васильевич Калинин (1945–2006). Морозный день в Великом Устюге. 1992        
Георгий Калинин. Морозный день в Великом Устюге. 1992

Его считают одним из самых оригинальных художников Вологодчины. Путем длительных экспериментов с цветом и светом, используя достижения оптики и цветоведения, учитывая образцы народного искусства и европейского авангарда ХХ века, Георгий Калинин создал собственную систему живописи с особенно ярким звучанием красок, неповторимым насыщенным колоритом.

Александра Смоленцева (1905–1988). Сухие листья и каргапольская игрушка. Светлой памяти Генриетты Николаевны Бурмагиной посвящается. 1982–1984        
Александра Смоленцева. Сухие листья и каргопольская игрушка. Светлой памяти Генриетты Николаевны Бурмагиной посвящается. 1982–1984

Картину «Сухие листья и каргопольская игрушка» талантливый живописец и мастер натюрморта Александра Смоленцева посвятила не менее талантливой Генриетте Бурмагиной. Их связывали не просто творческие отношения коллег, но и глубокое взаимопонимание и поддержка, которые не так часто встречаются в художнической среде.

Феодосий Вахрушов. Оттепель. Окрестности Тотьмы. 1910        
Феодосий Вахрушов. Оттепель. Окрестности Тотьмы. 1910.

11 марта 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения тотемского художника Феодосия Михайловича Вахрушова. Он стал одним из первых вологодских пейзажистов, посвятивших творчество природе родного края.

Ж-3050_2.jpg
        

Николай Баскаков. Солдат Сергей Суслов. 1975

На картине «Солдат Сергей Суслов» художник изображает ветерана, прошедшего дорогами войны, обожженного и искалеченного. Образ пожилого человека, задумчиво глядящего вдаль, несет в себе боль воспоминаний и тяжесть утрат. Важная роль отведена колористическому построению полотна.

Г-5093.jpg
        

Иван Шишкин. Удриас близ Нарвы. 1889

Творчество Ивана Ивановича Шишкина, одного из родоначальников отечественного реалистического и эпического пейзажа, в собрании Вологодской областной картинной галереи представлено только графическими произведениями, что не умаляет ценности коллекции, включающей порядка 200 произведений знаменитого автора

для проекта.jpg
        

Олег Бороздин. Оля из Никольска. 1997

Олег Александрович Бороздин (1929-2016) – признанный мастер, с одинаковым успехом работавший во всех жанрах живописи, являвший собой пример редкой преданности избранному делу, ответственности перед зрителем. В 1990-е годы художник снискал славу портретиста, создавшего проникновенные женские образы

для проекта.jpg
        

Николай Мосолов. Ночной дозор. 1876

В собрании графики Вологодской областной картинной галереи есть немало произведений, связанных с именем великого голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Особый интерес среди этих работ вызывает офорт Николая Семеновича Мосолова (1847-1914) одного из ведущих русских мастеров репродукционной гравюры второй половины XIX столетия, выполненный с самой известной живописной картины Рембрандта «Ночной дозор»

в раздел.jpg
        

Карл Лемох. На скамейке. Варька. 1893-1894.

Проект «Арт-мозаика» представляет этюд Карла Лемоха «На скамейке. Варька» из фондов Вологодской областной картинной галереи. Карл Лемох (1840-1910) – русский живописец, автор жанровых картин на крестьянскую тему. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

прое.jpg
        

Василий Верещагин. Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница). Около 1894

На портрете небольшого формата «Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница)», как других работах этой серии, создан выразительный образ женщины-труженицы, пожилой, с живым взглядом и сильным характером. О ее нелегкой жизни можно догадаться, рассматривая лицо портретируемой, моделировка которого отличается тщательностью и скрупулезностью.

Поделиться
Класснуть