Вологодский архитектор Валентин Голованов отметил в этом году свое 75-летие. Уроженец Нижегородской области, он почти полвека трудился на благо Вологодчины и лишь последние пять лет отошел от дел. Спроектированные им объекты узнаваемы: здание Городской думы, налоговой, областного арбитражного суда, ВГТРК, «клюв» на ул. Конева и самолет на ул. Ильюшина. Проследить их судьбу от чертежа до воплощения можно на юбилейной выставке в Доме архитектора (г. Вологда, Благовещенская, 44).
Юноше из поселка с поступлением было не просто. О кафедре
архитектуры, открывающейся в Горьковском инженерно-строительном институте, он
узнал случайно. Художественной школы за плечами не было, но набить руку и
обрести уверенность в своих силах помог учитель рисования. Вступительные
испытания были пройдены на отлично, и Валентин Голованов стал первым и в рядах
поступающих, и зачислен был в первую группу первого выпуска кафедры архитектуры
ГИСИ. Впоследствии там получили образование и другие известные в Вологде
архитекторы.
Город, где резной палисад, изначально не входил в планы
выпускника.
«По распределению у нас были Владимир, Киров и Ульяновск. Во Владимире я проходил практику, и меня уже там ждали как своего специалиста. Но тут к нам в институт приехал главный архитектор города Вологды Николай Николаевич Смирнов. Он привез альбом с иллюстрациями города: от старины до современности. Я слышал о Вологде, как о древнем северном городе, читал легенды о том, что на этой территории существовала Гиперборея. Я заинтересовался, а Николай Николаевич воспользовался моментом и уговорил меня. Так в 1971 году я и приехал в Вологду», – вспоминает Валентин Александрович.
Однако ожидания не совпали с реальностью. С вокзала перед
молодым архитектором открывался вид на сельские улицы, застроенные двухэтажными
деревянными домами. Первым каменным зданием на пути стала городская баня,
которую юноша принял за театр из-за красивого фасада. Но поближе познакомившись
с городом, выпускник был очарован им.
«На фоне остальных городов Вологда выглядела лучше: уютнее,
человечнее. Зеленая, чистая, опрятная, с глубокими историческими корнями, она
представляла собой непаханое поле для работы. Город как бы законсервирован: в
этом была его изюминка, и с этим же были связаны трудности. Вологда росла и
стояла перед проблемой застройки центра и всего города в целом. Деревянные кварталы
были везде, и точечно проблему было не решить. Предлагались разные пути: или
под бульдозер, или находить компромиссные решения, чтобы современные комплексы
увязывать со стариной», – объясняет Валентин Голованов.
Молодого специалиста приняли в Управление архитектуры и
послали… в подвал. В помещениях бывшей ремонтно-строительной мастерской на
Ленина, 2 Валентин Голованов прорабатывал узловые места города и делал макеты,
попутно изучая хранящиеся в подвале архивы. Впоследствии эти наработки вошли в
генплан, создаваемый в 1973 году институтом «Ленгипрогор». Документ
разрабатывался с перспективой корректировки каждые 25 лет.
В генплане улица Мира становилась главной улицей города, формировались будущие площади Чайковского, Федулова (у ДК ПЗ) и площадь Дрыгина на пересечении улиц Герцена, Мира, Пушкинской, Урицкого (сейчас Козлёнская) и Марии Ульяновой.
Выпускника готовили с перспективой на место главного
архитектора Управления, но карьере чиновника он предпочел работу над реальными
проектами. И такая возможность представилась сначала в Вологодгражданпроекте,
институте, который занимался проектированием по Вологде и области, а затем в
Облстройзаказчике, где архитектор проработал до пенсии.
Особенно запомнилась работа над будущей площадью Дрыгина. На
строительство здания Горкома КПСС (сейчас там располагается Городская дума,
администрация города и Вологодского района) был объявлен конкурс, где победил
проект Валентина Голованова. В первом варианте здание имело замкнутую форму с
внутренним двориком. Но когда предложение показали первому секретарю
Вологодского Обкома КПСС Анатолию Дрыгину, он прочертил линию посередине
здания, и от остального пришлось отказаться. Так появился открытый двор,
выходящий на улицу Урицкого (Козлёнскую).
«Моя идея заключалась в том, чтобы представить партийную
власть разных уровней, общественные системы и их взаимодействие. Архитектурное
решение предполагало, что здание Горкома крыльями на фасаде раскрывается
навстречу другому зданию – Облисполкома (сейчас здание правительства области),
как бы говоря: «хотя я и меньше, но приветствую тебя, мы из одной компании».
На самой площади должен был стоять
памятник Ленину, перенесенный с проспекта Победы. Но от этой идеи отказались:
начались перестроечные времена», – рассказывает архитектор.
Совместно с Николаем Майоровым было спроектировано будущее
здание налоговой службы. Согласно замыслу архитекторов, с одной стороны оно
было современным разноэтажным комплексом с плоской крышей и ярким фасадом, а со
стороны ул. Марии Ульяновой подстраивалось под историческую застройку (это
проявлялось в скатной крышей и других декоративным элементах). Аналогичное
решение было применено и в отношении здания областного арбитражного суда.
Также по предложению Валентина Александровича на площади должен был располагаться выставочный комплекс с подземной парковкой и местом для презентации техники. Но здание отодвинули за Русский дом, оставив без парковки, а местом для выставок крупной техники впоследствии стала площадь Революции.
Одним из первых жилых домов для архитектора был дом на углу
Советского проспекта и ул. Первомайской. «Проект стал для меня уроком.
Разрабатывая его, я не проследил за точностью выполнения, когда строители
возводили здание. По проекту, закругленные лоджии и балконы должны были быть
выполнены из кирпича. Вместо этого их экранировали профнастилом, что смазало
впечатление от объекта. Впервые в этом доме на мансардном уровне были
разработаны помещения, и они предназначались для художников», – говорит
Валентин Голованов.
И сегодня там находится мастерская живописца ГенрихаАсафова, а в соседней мастерской трудится известный художник в области
музейного интерьера Сергей Иевлев.
Выделяются среди прочих здания на улице Чехова. Фасад дома №
13 украшает красная дуга, сформированная лоджиями, а также объемные элементы на
консолях. Мотивы исторической застройки Вологды видны на крыше. Проект давался
непросто: пяти-семиэтажное здание нужно было вписать между двух девятиэтажных
общежитий. «Во дворе была школа, поэтому я выдвинул дом немного вперед,
насколько позволяла красная линия, чтобы увеличить свободное пространство. Мне
позволили поднять здание выше – так получилось увязать его с соседними
общежитиями», – поясняет архитектор.
При проектировании дома №4 по улице Чехова Валентина Голованова вдохновляли стены Вологодского кремля. Так на здании появились башни. Подобные элементы служат не только для украшения. Например, многогранные эркеры у дома на улице Благовещенской, позволяют увеличить время нахождения света в квартире (инсоляцию), улавливая солнечные лучи на закате и на рассвете.
Одним из масштабных проектов стал областной арбитражный суд в Нижнем Новгороде. Заказчики питали слабость к замковой архитектуре, но получили целый дворец: широкие 9-12-метровые проемы и открытый холл высотой в 10 этажей с прозрачным куполом и венчающим его фонарем. Проект Валентин Голованов разрабатывал совместно с Николаем Майоровым. Для Валентина Александровича это была дань уважения городу, где он получил образование.
«Эскизный проект рассматривался в Москве, а на разработку его отправили к нам в Вологду. Но, к сожалению, уровень проектирования местных архитекторов не позволял справиться с такими большими пространствами, поэтому его отдали москвичам. Они практически ничего не изменили. Коррективы внесли только из-за пожарной безопасности: нормам не соответствовал внутренний многоэтажный холл. Тогда москвичи раскрыли торцовую часть, отодвинув ее и сделав навес. Это было единственное дополнение», – отмечает Валентин Голованов.
Здание суда было возведено в 80-е годы, увидеть его можно и сейчас.
Многие проекты Валентина Голованова были воплощены, но часть осталась нереализованной. Среди них и реконструкция Детского музыкального театра. Так и не была возведена спроектированная пристройка с большим концертным залом, репетиционными залами и служебными помещениями.
Деловой комплекс с подземной стоянкой мог появиться рядом с домом купца Назарова на Чернышевского, 2. Сам памятник, согласно проекту, предполагалось перенести на 6 метров в глубину улицы подальше от дороги, а на его месте разбить сквер. Рядом предполагался современный комплекс, где бы разместились офисы, отделы администрации, библиотека, магазин народного творчества. Но проект остался лишь на бумаге.
Валентину Александровичу довелось работать в разные периоды истории страны: при советской власти и в современной России.
«С перестройкой архитекторы получили больше свободы, но
частное начало стало довлеть. А заказчики бывают разные: одни культурные и
понимающие, а для других важны лишь деньги. В советское время была другая
крайность. При Хрущеве первостепенной задачей стало обеспечить всех дешевым
практичным жильем. Шла борьба с украшательством, делались типовые проекты, в
результате получались «коробки», формирующие однообразную городскую среду. И
это вызывало недовольство жителей. Архитектура влияет на психологию людей. И я
счастлив, что принадлежу к особой касте архитекторов, которые способны менять и
бытие, и сознание», – говорит Валентин Голованов.
Юбилейную выставку архитектора можно посетить по адресу Благовещенская, 44 до 22 сентября включительно с 15:00 до 18:00. Вход свободный. 6+