Под занавес уходящего года cultinfo узнал о довольно внушительном юбилее: в этом году исполнилось 40 лет мастерской заслуженного художника России Генриха Асафова. Мастерская расположена в мансарде дома на Советском проспекте, 62 – почти напротив речного порта, недалеко от Дома-музея Петра I и памятника Николаю Рубцову. В далеком уже 1977 году Асафов получил это небольшое помещение для работы и с тех пор именно оно стало отчим домом для большинства его картин и мозаик.
Собственная мастерская появилась у Асафова, когда ему было 37 лет. За плечами – деревенское детство в Усть-Кубинском районе (отец будущего художника был кузнецом), учеба в Ярославском ПТУ, работа на заводе технических резин. Затем учеба в Ярославском художественном училище на одном курсе с вологодскими художниками-графиками супругами Бурмагиными, познание мира изобразительного искусства. До поступления в училище Асафов почти не рисовал: на вступительных экзаменах, по его воспоминаниям, его ставили в тупик вопросы о пейзажах и натюрмортах – он просто не знал, что это такое. «Ну, ты чай пьешь? – спросили в приемной комиссии. – Вот и нарисуй чашку с ложкой – будет натюрморт». Спустя 5 лет Генрих Асафов с отличием защищает диплом, берет направление и уезжает на Сахалин работать в школе учителем рисования. Затем – армия, поступление в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова и учеба в одном из лучших художественных вузов страны на монументальном отделении, в мастерской Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки. Здесь в период расцвета «социального реализма» под влиянием основных художественных течений 60-70-х годов, в первую очередь «сурового стиля», начинает формироваться авторский живописный язык Генриха Асафова, мировоззренческая позиция его искусства.
Как художник-монументалист Асафов стал автором целого ряда стенных панно в Краснодарском крае, Якутии, Мурманской области, Хакасии. В поисках сюжетов для своих работ с альбомом для эскизов художник спускался с горняками в 800-метровую шахту рудника комбината «Апатит» на Кольском полуострове, посетил Саяно-Шушенскую ГЭС, прошел с рабочими машинами Колымский тракт, видел золотодобывающие прииски Магадана.
В Вологде Асафов в период с 1976 по 1985 годы выполнил ряд крупных настенных живописных панно, а также 12 мозаичных панно. Параллельно с монументальными работами Асафов неустанно трудится над станковыми произведениями. Большинство из них создаются именно в мастерской на Советском проспекте.
«Первые работы в мастерской – натюрморты «Отцовское», «Материнское», «Берег», то есть я очень логично начал со своих корней, – вспоминает Генрих Алексеевич. – Хотя для того времени это было неожиданно, настроения были другие. Здесь у меня сразу начался очень плодотворный период в живописи, к персональной выставке 1983 года в картинной галерее уже сделал больше 40 работ в мастерской, первое время писал только большие размеры. В мастерской я смог писать картины и передать искреннюю свою любовь к родной земле, к труженикам-землякам, ко всему тому, что я видел в детстве, создать проникновенный образ крестьянина и крестьянки. Писал только то, что хорошо знал. Одни из первых работ: «Лен стелют», «Кружевницы», «Тепло», «Сплавщицы», «Весна», «На Кубене», «Утро». В основном, эти работы сейчас в фондах областной картинной галереи».
Большинство работ Генриха Асафова до сих пор находятся в его мастерской. Сам Генрих Алексеевич по состоянию здоровья сейчас бывает в ней крайне редко, и жизнь в мастерской поддерживает сын художника, архитектор Александр Асафов. Асафов-младший проводит небольшие блиц-экскурсии для желающих прикоснуться к творчеству Асафова-старшего. Так редакции cultinfo посчастливилось попасть в это сакральное для художника место.
«Мастерская – это место, куда ноги несут тебя сами, хочется работать, не теряя ни минуты, – рассуждает Генрих Алексеевич. – Это возможность работать, быть в своей профессии. А еще – это место для встреч, дискуссий, споров. Сюда приходили гости, которым я показывал свои работы. Художники здесь перебывали практически все. Заходили литераторы – Владимир Шириков, Василий Оботуров, Сергей Чухин, Александр Грязев, Вячеслав Белков, Юрий Малоземов, Игорь Шайтанов. Бывали тут российские и зарубежные искусствоведы, коллекционеры, фотографы, музыканты».
Мольберт с почти оконченной работой, закапанные краской табуретки и стулья, антресоль из «родной кубенской березы», сделанная самим художником для подхода к окну мансарды, откуда открывается потрясающий вид на реку Вологду, – и, конечно, множество картин, некоторые из которых не видел никто, кроме самого художника. Картины ждут своего часа, большой выставки, где они смогут в полной мере представить особенность художественного мира Генриха Асафова.
«Я еще в молодости, ходя на выставки в Манеж, заметил: если художник нравится зрителям – он не нравится специалистам; если нравится специалистам – то не нравится зрителям. Я думал: «Что же мне делать?» И я сам себе сказал тогда: не буду угождать ни тем, ни этим! Буду делать то, что я мыслю. Красота! То есть получилась такая интересная свобода. В душе появилась свобода: я никого не боюсь, мне ни перед кем гнуться не надо, и я стал выражать то, что я люблю. И это как раз и есть мое искусство, и оно-то как раз и «прошибает» сейчас все эти бреши, потому что оно оригинально, оно по-настоящему прочувствовано, оно – земное!».
Теги: Генрих Асафов