Под занавес уходящего года cultinfo узнал о довольно внушительном юбилее: в этом году исполнилось 40 лет мастерской заслуженного художника России Генриха Асафова. Мастерская расположена в мансарде дома на Советском проспекте, 62 – почти напротив речного порта, недалеко от Дома-музея Петра I и памятника Николаю Рубцову. В далеком уже 1977 году Асафов получил это небольшое помещение для работы и с тех пор именно оно стало отчим домом для большинства его картин и мозаик.

Собственная мастерская появилась у Асафова, когда ему было 37 лет. За плечами – деревенское детство в Усть-Кубинском районе (отец будущего художника был кузнецом), учеба в Ярославском ПТУ, работа на заводе технических резин. Затем учеба в Ярославском художественном училище на одном курсе с вологодскими художниками-графиками супругами Бурмагиными, познание мира изобразительного искусства. До поступления в училище Асафов почти не рисовал: на вступительных экзаменах, по его воспоминаниям, его ставили в тупик вопросы о пейзажах и натюрмортах – он просто не знал, что это такое. «Ну, ты чай пьешь? – спросили в приемной комиссии. – Вот и нарисуй чашку с ложкой – будет натюрморт». Спустя 5 лет Генрих Асафов с отличием защищает диплом, берет направление и уезжает на Сахалин работать в школе учителем рисования. Затем – армия, поступление в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова и учеба в одном из лучших художественных вузов страны на монументальном отделении, в мастерской Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки. Здесь в период расцвета «социального реализма» под влиянием основных художественных течений 60-70-х годов, в первую очередь «сурового стиля», начинает формироваться авторский живописный язык Генриха Асафова, мировоззренческая позиция его искусства.

Как художник-монументалист Асафов стал автором целого ряда стенных панно в Краснодарском крае, Якутии, Мурманской области, Хакасии. В поисках сюжетов для своих работ с альбомом для эскизов художник спускался с горняками в 800-метровую шахту рудника комбината «Апатит» на Кольском полуострове, посетил Саяно-Шушенскую ГЭС, прошел с рабочими машинами Колымский тракт, видел золотодобывающие прииски Магадана.

В Вологде Асафов в период с 1976 по 1985 годы выполнил ряд крупных настенных живописных панно, а также 12 мозаичных панно. Параллельно с монументальными работами Асафов неустанно трудится над станковыми произведениями. Большинство из них создаются именно в мастерской на Советском проспекте.

«Первые работы в мастерской – натюрморты «Отцовское», «Материнское», «Берег», то есть я очень логично начал со своих корней, – вспоминает Генрих Алексеевич. – Хотя для того времени это было неожиданно, настроения были другие. Здесь у меня сразу начался очень плодотворный период в живописи, к персональной выставке 1983 года в картинной галерее уже сделал больше 40 работ в мастерской, первое время писал только большие размеры. В мастерской я смог писать картины и передать искреннюю свою любовь к родной земле, к труженикам-землякам, ко всему тому, что я видел в детстве, создать проникновенный образ крестьянина и крестьянки. Писал только то, что хорошо знал. Одни из первых работ: «Лен стелют», «Кружевницы», «Тепло», «Сплавщицы», «Весна», «На Кубене», «Утро». В основном, эти работы сейчас в фондах областной картинной галереи».

Большинство работ Генриха Асафова до сих пор находятся в его мастерской. Сам Генрих Алексеевич по состоянию здоровья сейчас бывает в ней крайне редко, и жизнь в мастерской поддерживает сын художника, архитектор Александр Асафов. Асафов-младший проводит небольшие блиц-экскурсии для желающих прикоснуться к творчеству Асафова-старшего. Так редакции cultinfo посчастливилось попасть в это сакральное для художника место.

«Мастерская – это место, куда ноги несут тебя сами, хочется работать, не теряя ни минуты, – рассуждает Генрих Алексеевич. – Это возможность работать, быть в своей профессии. А еще – это место для встреч, дискуссий, споров. Сюда приходили гости, которым я показывал свои работы. Художники здесь перебывали практически все. Заходили литераторы – Владимир Шириков, Василий Оботуров, Сергей Чухин, Александр Грязев, Вячеслав Белков, Юрий Малоземов, Игорь Шайтанов. Бывали тут российские и зарубежные искусствоведы, коллекционеры, фотографы, музыканты».

Мольберт с почти оконченной работой, закапанные краской табуретки и стулья, антресоль из «родной кубенской березы», сделанная самим художником для подхода к окну мансарды, откуда открывается потрясающий вид на реку Вологду, и, конечно, множество картин, некоторые из которых не видел никто, кроме самого художника. Картины ждут своего часа, большой выставки, где они смогут в полной мере представить особенность художественного мира Генриха Асафова.

«Я еще в молодости, ходя на выставки в Манеж, заметил: если художник нравится зрителям – он не нравится специалистам; если нравится специалистам – то не нравится зрителям. Я думал: «Что же мне делать?» И я сам себе сказал тогда: не буду угождать ни тем, ни этим! Буду делать то, что я мыслю. Красота! То есть получилась такая интересная свобода. В душе появилась свобода: я никого не боюсь, мне ни перед кем гнуться не надо, и я стал выражать то, что я люблю. И это как раз и есть мое искусство, и оно-то как раз и «прошибает» сейчас все эти бреши, потому что оно оригинально, оно по-настоящему прочувствовано, оно – земное!».

Теги: Генрих Асафов
Елена Легчанова

Новости по теме