Героем нового выпуска информационного проекта «Имя зодчего», приуроченного к 80-летию Вологодского союза архитекторов, стал губернский архитектор Александр Иваницкий.

«Белья относительно больных недостаточно, сменяется однажды в неделю, а как оно очень низкого достоинства, то оно сероватое и сверх того портится разными несмываемыми медикаментами… вымытое же получает еще более серый цвет», – пишет губернатору в рапорте от 7 марта 1864 года чиновник особых поручений князь Волконский о вологодской градской больнице.

Посетит он ее в сопровождении губернского архитектора Александра Иваницкого, на плечи которого ляжет решение проблемы. Ведь дело не только в количестве чистого белья (этот вопрос Приказ общественного призрения, который отвечал за медицинские и социальные заведения, отчасти решит за счет починки старых вещей «годных к употреблению»), но и в отсутствии сушилен в больнице. Это приносит «большие неудобства и замедления», особенно в холодное время года, когда белье можно сушить только в помещении, а количество больных доходит до 150 человек. Но сначала сушильни должны появиться на чертеже и в смете.

С этими и другими больничными вызовами придется столкнуться губернскому архитектору ближе к концу своего пребывания на этом посту, который он занимал почти четверть века (за это время сменилось пять губернаторов).

Глава I,
Повествующая о происхождении Александра Иваницкого, перестройке дома для венерических больных и здания Вологодской духовной семинарии

Об «Александре Иванове сыне Иваницком» известно гораздо больше, чем о его предшественниках. Он родился в 1818 году в Вологодской губернии в дворянской семье. Образование получил в Строительном училище в Петербурге и по возвращении на малую родину поступил на службу младшим гражданским инженером.

Практически сразу после назначения, в 1838 году, Александр Иваницкий отправляется вместе с квартальным надзирателем Анненским проверять качество почтовых дорог и мостов. Специалисты составляли поверстное (1 верста ~ 1 км) топографическое и статистическое описание по трактам: Архангельскому (от Вологды до ст. Чекшино), Усть-Сысольскому (до Тотьмы), Пошехонскому, Белозерскому, Буевскому и от Тотьмы до Никольска.

По завершении работ замечания с рекомендациями передали исправникам уездов с тем, чтобы весной всё привели в надлежащий вид, а Александру Иваницкому и его напарнику в «Губернских ведомостях» была объявлена благодарность от губернского начальства за качественное выполнение поставленной задачи.

В 1843 году гражданский инженер Иваницкий руководит строительством дома для умалишенных в Вологде. На следующий год он становится губернским архитектором.

На момент вступления в должность Александру Ивановичу полных 26 лет. Уже два года как он в чине губернского секретаря (XII класс в табели о рангах), семьёй обзавестись не успел, живет в доме у матери и вместе с ней управляет именьем в 24 души в Вологодском уезде.

От его предшественника Николая Трубчанкинаему достается незаконченный проект здания для венерического отделения (ныне Советский пр, 94), вернее его переустройства: планировалось возвести пристройку. В каменном доме, предназначенном «для страждущих венерическою болезнию», не было необходимых бани и ванн, гуляли сквозняки.

При раскрытии перегородок к этому перечню добавились еще сгнившие потолочные балки и протекающая крыша. Выяснилось это не сразу, «ибо потолки снизу закрыты были штукатуркою и сверху смазаны глиною», пишет начальству Иваницкий. Об окончании работ министру внутренних дел отчитались в декабре 1846 года.

На этом медицинская эпопея не закончилась, но прежде Александру Ивановичу предстоит сделать более комфортными условия обучения для семинаристов.

Бывшее здание Кирилловского подворья (сегодня – корпус ВоГУ на ул. Ленина, 15) изначально использовалось под склад соли. После передачи семинарии оно перестраивалось практически всю первую половину XIX века, поскольку помещения изначально были совершенно не приспособлены под учебные классы. Александр Иваницкий входил во временный строительный комитет при Вологодской семинарии. По его проекту в 1851-1866 годах подрядчиком Александром Сорокиным к зданию семинарии был пристроен двухэтажный корпус по набережной реки Вологды.

Глава II,
в коей рассказывается об истории здания градской больницы, его перестройке и борьбе с неприятным запахом

Длительным был и процесс перестройки главного корпуса Вологодской градской больницы (сегодня – корпус Вологодской городской больницы №1 на Советском пр., 59). История здания уходит корнями в петровские времена. Изначально это была «полата каменная о трех житьях», принадлежавшая купцам Гутманам, как и будущий дом-музей Петра I. Краевед Игорь Воронин в «Этюдах по вологдоведению» не исключает, что первый российский император мог останавливаться именно в будущей больнице. Вдова Екатерина Гутман продолжала жить там до середины XVIII века: согласно челобитной вологодских купцов 1741 года, хозяйка укрывала в доме своего сына-должника.

Впоследствии в бывшем доме «иноземки Гоутманши» разместилась провинциальная канцелярия, которая сгорела в 1773 году. В 1780-е здание восстановили и поместили там на первом этаже работный дом, а на втором – больничные палаты. Облик градской больницы на начало XIX века запечатлел в плане с натуры архитектор Александр Соколов.

И снова главный корпус нуждался в переменах, как и весь больничный комплекс того времени. Находились в «прочном состоянии» и соответствовали числу призреваемых всего два здания из 17: одноэтажный флигель для умалишенных, построенный в 1843 году, и двухэтажный каменный дом сифилитического отделения, исправленный в 1846 году. Что следует из отчета Приказа министру внутренних дел.

Изначально у главного здания планировалась только шестиметровая пристройка с парадным входом справа. Проект на распространение здания составил Александр Иваницкий и едва успел закончить, как уже понадобилось переделывать: врачебная управа и старший врач больницы вносили свои коррективы.

Примечания касательно проекта на перестройку главного здания больницы. ГАВО Ф19 Оп.1 Д. 997 Печатным шрифтом дан адоптированный текст, прописью - дословная цитата из документа. Печатным шрифтом дан адоптированный текст, прописью - дословная цитата из документа. Печатным шрифтом дан адоптированный текст, прописью - дословная цитата из документа. Печатным шрифтом дан адоптированный текст, прописью - дословная цитата из документа. Печатным шрифтом дан адоптированный текст, прописью - дословная цитата из документа.

Представленный архитектором 13 августа 1852 года проект впоследствии был еще переделан департаментом проектов и смет МВД «для большей благовидности фасада и удобства внутреннего расположения», составлена смета. Далее министерство просит «обстоятельные соображения» на счет, того, как губерния будет покрывать расходы на постройку. Местные власти решили финансировать строительство из доходов Приказа, растянув выплаты на 6 лет по 4,5 тысячи в год. 

Проект распространения главного здания городской больницы.Воронин И. Б. Этюды по вологдоведению.

В августе 1855 года Александр Иваницкий снял с натуры план больничных зданий и сделал их подробную опись. К работам приступили летом 1857 года, и тут новые «сюрпризы». При разломке стен и сводов оказалось, что фундамент под стенами не из булыжного камня, как предполагалось изначально, а из кирпича, который «от сырости совершенно сопрел и не может выдержать тяжести вновь предположенных на нем стен», что повлекло за собой дополнительные расходы.

Остро встает вопрос и о размещении больных на время работ, из-за чего ветхие деревянные флигели не спешили сносить. Отчасти помогли местные жители. Из документов известно, что один из флигелей вызвался поддерживать собственными средствами «без особого вознаграждения» крестьянин Перцев. А крестьянин Сорокин отдал для пациентов свой дом, но оставил его без двойных рам, из-за чего внутри был холод.

Для анатомического театра построили деревянный флигель. Но тут дело дошло до полицмейстера. Смотритель магазинов заявил, что анатомичка с работающей топкой находится в 4 саженях (~8 метров) от его складов и создает опасность пожара. В Приказе отметили, что это временная мера и флигель расположен в 9, а не в 4 саженях. Однако по нормативам расстояние должно быть не менее 12 сажень (25 метров). В итоге, поручили «отопление не производить до особого распоряжения».

Параллельно в Приказ поступает заявка на ремонт покосившегося деревянного флигеля с квартирами старшего врача и смотрителя. Его просят переопушить новым тесом – поменять обшивку. Александр Иваницкий еще при осмотре дома в 1855 году писал, что его не спасти ежегодными исправлениями без капитальной перестройки (потолки там поддерживались подпорками). И в новом своем акте он подтверждает: одной переопушкой не обойтись. По расчетам губернского архитектора, на работы потребуется от 6 до 7 тысяч рублей серебром (строительство дома для умалишенных «с нуля» обошлось в 4 тысячи).

 Александр Иванович аккуратно предлагает избежать «такой значительной издержки для деревянного и следовательно непрочного строения» за счет возведения капитальных каменных пристроек к основному зданию больницы, чтобы поместить квартиры врача и смотрителя там. Между пристройками архитектор предполагает установить «приличный забор» по лицевому фасаду с воротами для входа в больничный двор, «чем окончательно усовершенствуется самое главное здание».

Впоследствии за счет пристроек корпус приобрел фигуру буквы «П».

Прачечную и кухню, которые размещались в еще одном ветхом флигеле, архитектор предлагал переместить в двухэтажное здание бывшей сифилитической больницы (Советский пр., 94). Оно стояло несколько обособлено – по другую сторону улицы от главного здания и было на тот момент свободно от всякого назначения. По мнению Иваницкого, такое расположение «послужит верным средством к устранению вреда вообще всему зданию от устройства кухни и прачечной в одном помещении больницы и предотвращению разных беспорядков со стороны призреваемых низшего класса людей, которых трудно удерживать от посещений кухни или прачечной».

Однако это предложение начальство проигнорировало, и здание продолжит пустовать до 1878 года, пока там после капитального ремонта не откроют первое в городе хирургическое отделение.

Работы по расширению главного корпуса были завершены в 1859 году. При этом часть рекомендаций врачей и предложений архитектора остались только на бумаге.

Проблемой оставался невыносимый запах в больнице. Сам гражданский губернатор во время своего вечернего визита в октябре 1861 года отметил, что «в больничном корпусе воздух недостаточно очищается», а «ретирадные места устроены до того неудобно, что температура воздуха там, относительно к больничным палатам, холодная, от 6 до 8 градусов». Ретирадой в старину называлась уборная (от французского «retirer» – «удаляться»).

Инспектор Вологодской врачебной управы Максимович несколько раз «советовал принять способ истребления зловония, но нескончаемые переписки, инстанции и формальности остановили дело». Он же «имел честь неоднократно докладывать бывшему начальнику губернии о неудобствах строящегося здания» предлагал максимально утеплить отхожие места, установить там камины в увеличенном размере, ватерклозеты (за них же ратовал и губернатор), а также сменить способ освещения: в лампах использовать не масло, а не такую пахучую спирто-скипидарную жидкость. Максимович просит командировать на место губернского архитектора.

В итоге через три года командировали не только его, но и чиновника по особым поручениям князя Алексея Волконского. На тот момент Волконские уже около 10 лет проживали в вологодском имении Ермолово, доставшемся главе семейства Александру Волконскому по наследству. Родственник Льва Толстого, надворный советник, в прошлом помощник директора Оружейной палаты среди соседей, он отличался особой расточительностью.

Тем временем его старший сын Алексей 20-ти лет от роду служил младшим чиновником особых поручений при начальнике губернии в чине простого коллежского секретаря. Его рапорт после посещения больницы содержит ряд рекомендаций. Они касаются смены белья, переборки неисправной печи и установки камина в середину ретирадных мест. Что до ватерклозетов, чиновник посчитал их неудобными «как по дороговизне их устройства, так и по своей непрочности требовали бы частых поправок».

Для устранения неприятного запаха Приказ предлагал установить вентиляцию по системе архитектора Соханского, ее же планировалось распространить в присутственных местах и тюрьмах губернии. Но автор разработки не спешил высылать требуемые брошюры и чертежи, что следует из резолюции Александра Иваницкого от 1868 года. Только ко второй половине 70-х годов в здании будут установлены деревянные вентиляционные трубы, вентиляторы Сан-Галли и другие приспособления для очищения воздуха.

Глава III,
О том, как порозовела колокольня Софийского собора

Тем временем карьера Александра Ивановича идет в гору. Он успешно пережил реформу 1864 года, когда Строительную комиссию губернии реорганизовали в отделение, а над губернским архитектором поставили губернского инженера (хотя обязанности по сути схожи).

Работу Иваницкого высоко оценивает сам император. В 1866 году Государь соизволил пожаловать ему за усердную службу орден Св. Станислава 2 степени. В 1868 году Иваницкий получает чин статского советника и должность губернского инженера. На новом месте ему было публично объявлено монаршее благоволение «за отлично-усердную службу».

На этом его творческая деятельность не заканчивается: в 1869-70 годах по его проекту создается современный облик одного из символов Вологды – колокольни Софийского собора. В то время губернская столица готовилась к празднованию 300-летия Кафедрального Софийского собора. К круглой дате колокольню, по распоряжению епископа Палладия, планировали сделать самой высокой в епархии, каковой она и остается.

Известны два варианта проекта. «Вид колокольни в древнем вкусе» с килевидными кокошниками и без высоких контрфорсов остался лишь на бумаге. В этом исполнении сооружение ненамного превышало сам собор. 

А вот готический вариант «на 14 сажень выше прежнего» мы можем наблюдать сегодня. 

Часовня Арсения Комельского Часовня Арсения Комельского Часовня Свято-Духова монастыря Шатровая колокольня Софийского собора

Предположительно колокольня была не единственной работой Александра Иваницкого в псевдоготическом стиле. В этом духе выполнены проекты часовни Арсения Комельского (1868) и несохранившейся надкладезной часовни Свято-Духова монастыря (1868).

 Во время перестройки колокольни верх существующей на тот момент шатровой звонницы XVII века был сломан. Оставшийся от разбора кирпич «...по негодности в дело не употреблялся, только частью шёл на забутовку фундамента и швов при каждой стене, а затем был продан...». Кладка новой верхней половины колокольни осуществлялась «во всем согласно Фасаду», составленному Иваницким. Работы велись под его «ближайшим наблюдением» и были окончены осенью 1870 года. Архитектору «за труды по перестройке Соборной Колокольни с постоянною деятельностью и печностью, в вознаграждение выдано 400 рублей».

В отличие от вологжан XIX века, мы видим колокольню белой, но изначально она была… розовой. Здание было «выбѣлено и въ приличныхъ мѣстахъ окрашено подъ одинъ (блѣдно-розовый)». В этом году во время ремонтно-реставрационных работ на памятникетакже обнаружили родную краски. Однако менять сложившийся за десятилетия облик колокольни с белыми фасадами проектом реставрации не предусматривалось. 

После Александра Иваницкого пост губернского архитектора занимает Владимир Шильдкнехт, которому долгое время приписывался проект перестройки колокольни Софийского собора. А какие работы ему действительно принадлежат, расскажем в следующем материале.

Краткое содержание статьи:

Александр Иваницкий родился в 1818 году в Вологодской губернии в дворянской семье. Образование получил в Строительном училище в Петербурге и по возвращении на малую родину начал служить младшим гражданским инженером. Пост губернского архитектора занял в 1844 году и занимал почти четверть века – по 1868 год, после чего пошел на повышение и стал губернским инженером.

В Вологде Александр Иваницкий курировал строительство дома для умалишенных и перестройку сифилитической больницы (впоследствии в здании было открыто первое хирургическое отделение в городе, сейчас – Советский пр., 94). По его проекту возводилась пристройка к зданию Духовной семинарии (сегодня – корпус ВоГУ на ул. Ленина, 15).

Также он проектировал каменные пристройки к зданию Вологодской градской больницы (ныне корпус Вологодской городской больницы №1 на Советском пр., 59), благодаря которым отделения удалось перевезти из ветхих деревянных флигелей в новые помещения.

По проекту Александра Иваницкого и под его руководством была перестроена в готическом стиле колокольня Софийского собора.

При подготовке статьи использованы материалы:

Вологодские губернские ведомости. – 1838. - № 42. – С. 328.
Воронин И. Б. Этюды по вологдоведению.
ГАВО Ф. 19 Оп. 1 Д. 997, 1130 Ф. 528 Оп. 1 Д. 93, 94
Минаев А.Л. Вологодские губернские архитекторы конца XVIII – начала XX вв.// Известия ВОИСК. Вып.14. – Вологда, 2005.
Описание систем привилегированных вентиляционных и воздуходувных труб, изобретенных архитектором Соханским, для самой простой и дешевой вентиляции отхожих мест, прачешных, внутренностей комнат, фабрик, заводов, подвалов и церквей, без топки вентиляционных печей в старых и новых зданиях. - Санкт-Петербург : тип. Э. Арнгольда, 1869.
Сайт ОКН Вологды
РГИА Ф. 835 Оп. 1 Д. 43
Соколов В. И. Вологда: история строительства и благоустройства города. – Вологда, 1977.
Суворов Н. Материалы для истории Вологодской семинарии. Вологда : Тип. Губернского Правления. – 1869.
Том «Историко-архивные и библиографические исследования» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Колокольня XVI-XIX вв.». Выполнена АУК ВО «Вологдареставрация» в 2019 году. Материалы предоставлены Вологодским музеем-заповедником.
Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.

Теги: имя зодчего
Алина Махлина