Кадомский вениз – уникальный промысел Рязанской земли, вид русской вышивки белым по белому, совмещенной с игольным кружевом. Женственные воротники и манжеты, а также декоративные панно, ажурные скатерти и покрывала с изящными кружевными переплетениями – настоящие произведения искусства. На создание одной небольшой салфетки у мастериц уходит до 600 часов, иконы – до 1000 часов, а вышивка скатертей-столешниц и интерьерных панно может занять и 3000 часов. К примеру, покрывало «Хрустальное», которое можно увидеть в Вологде, создавалось 2372 часа!

На выставке «Шелковая нить, протянутая сквозь века» в Музее кружева представлено более 60 ажурных изделий фабрики «Кадомский вениз» разных десятилетий XX-XXI веков из коллекции текстильной компании «Еланна» (Москва).

История кадомского вениза насчитывает три столетия и начинается в эпоху Петра Первого, когда при переходе на европейский костюм в России появился большой спрос на дорогостоящее венецианское кружево. Чтобы наладить собственное производство кружева в России, из Венеции были приглашены мастерицы, обучившие монахинь Милостиво-Богородицкого монастыря. Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, освоили эту ювелирную технику и обогатили ее исконно русскими образами, узорами и орнаментами. На ее основе создали уникальную игольную вышивку – кадомский вениз. Название созвучно с Венецией и указывает на место возникновения промысла – небольшой городок Кадом Рязанской области.

Кадомские мастерицы не плетут, а вышивают – тончайшими шелковыми нитями. Используют натуральные ткани высочайшего качества: маркизет, шелк, хлопок. Дизайн будущих кружевных шедевров придумывают художники, рисуя их вручную.

О технологии игольной вышивки рассказал генеральный директор ООО «Кадомский вениз» Николай Ренин: «Сначала художник разрабатывает на миллиметровой бумаге рисунок будущего изделия и на кальке по контурам делает проколы иголкой через 2-3 мм. Затем на станине устанавливаются пяльцы. Мастерица берет ткань, накладывают на нее кальку с проколами и скрепляет. Рисунок с кальки переносится иглой на ткань. После этого изображение «проявляется» с помощью раствора, в состав которого входит синька. Узоры становится видно, кальку снимают, и на ткани за счет проколов появляется синее изображение изделия. Дальше оно поступает на машинную вышивку. Сначала по тонкой ткани проходится машинный шов, задавая основные контуры рисунка. Потом лишняя ткань вырезается, а образовавшиеся «окошечки» с помощью иглы и тонких нитей мастерицы вручную заполняют бридами – так называемыми перемычками, образующими ажурную сетку, поверх которой филигранно заплетается затейливое кружево. В этом главное отличие от плетения на коклюшках».

Интересно, что изделия нельзя распустить, их можно только разрезать – настолько прочно узелки на бридах держат каждую нить. С развитием технологий изготовление кадомского вениза упростилось, и часть работ выполняет вышивальная машина. Однако полностью автоматизировать производство невозможно – главным остается мастерство, талант и опыт мастериц предприятия ООО «Кадомский вениз». Работа трудоемкая, но они привыкли, горят желанием как можно скорее воплотить в жизнь свою задумку и увидеть готовое изделие. Есть масштабные произведения, над созданием которых одновременно трудятся несколько мастериц – они, по словам Николая Ренина, вышивают и песни поют!

«Многообразие узоров кадомского вениза кажется безграничным – это геометрические элементы, растительные, цветочные орнаменты. Розы, шиповник, лилии, колосья, сплетенные в венки или связанные в букеты. Ажурные кружевные изделия вобрали в себя всю красоту русской природы», – отметила заведующая Музеем кружева Наталия Боева.

Выставка будет работать до 4 июня по адресу: Вологда, Кремлевская пл., 12.

6+

Теги: кадомский вениз, Музей кружева
Кристина Страмова

Новости по теме