1 июля в России отмечается День реставратора. Трудно преувеличить значимость труда этих людей – подвижников, сохраняющих наше культурное наследие. Они поднимаются на головокружительные высоты лесов и спускаются в глубину веков, чтобы восстановить исторический облик здания или произведения искусства. При этом используются, как новые, так и старинные технологии.

Конечно, для трудоемкого процесса необходимо и специальное оборудование. В свой профессиональный праздник специалисты-реставраторы рассказали cultinfo об инструментах, которые помогают им сохранять культурное наследие Вологодчины.

Кусачки, стамески и струбцина

Набор этот выглядит несколько устрашающе, и сложно представить, что он применяется при реставрации икон.

«Часть инструментов используются для того, чтобы достать гвозди из иконных досок. Необходимость эта возникает в силу того, что за неимением специальных креплений в храмах к иконам прибивали гвозди и обматывали их проволокой. Еще один инструмент – струбцина: с помощью нее икона закрепляется для склеивания. Стамески же применяются для врезки скоб или в целом для изготовления новых досок», – рассказала реставратор станковой темперной живописи высшей категории Ольга Соколова.

Возрастной бурав

Необычный инструмент стоит на вооружении у специалистов-дендрохронологов, которые помогают реставраторам определить возраст строения по годичным кольцам древесины. Называется он возрастной или прирастной бурав и представляет собой буровую трубку с ручкой. Бурав приводится в действие за счет вращения с применением грубой физической силы. Трубку буквально «вкручивают» в дерево.

«Возрастным или приростным буравом мы берем образец древесины. Инструмент рассчитан на живые деревья, но используют его в том числе и для того, чтобы взять керны с деревянных элементов строений. Здесь важно соблюдать технологию. Если ее нарушить и повернуть керн не так, то ни одного годичного кольца можно не увидеть. Годичные кольца – это концентрические окружности, которые нарастают каждый год. Особенно хорошо они видны у хвойных деревьев. У лиственных тоже видны, но не так четко. Мы берем радиус или целиковый диаметр. Если дерево небольшого размера и длина трубки позволяет, мы можем просверлить насквозь», – объясняет руководитель комиссии Дендрохронология» Вологодского отделения Русского географического общества Юрий Жаворонков.

Керн считается практически неразрушающим методом, в отличие от спила, когда срезается часть бревна. Образцы берутся в разных местах, чтобы точнее определить время постройки.

Лапка

Инструмент с милым названием «лапка» используется в процессе золочения. Лапка позволяет «подцепить» тонкие листы золота и поместить их на поверхность предмета.

«Для внутренней позолоты используется очень тонкое, легкое золото. Оно собирается в «книжки» и прокладывается папиросной бумагой. Листы размером 91 мм на 91 мм. Такой листочек весит 0,25 грамм. Для наружной позолоты (купола, кресты) золото в два раза тяжелее», – говорит художник-реставратор по дереву Михаил Кирьянов. 

Сейчас мастер работает над реставрацией киота из Александро-Куштского монастыря. Утраченные фрагменты восполняются и грунтуются, чтобы потом нанести позолоту.

Процесс золочения требует тщательной подготовки и концентрации. Один неосторожный выдох, и легчайшие фрагменты золота разлетаются, как конфетти. Сначала листок золота берется из книги лапкой и выкладывается на специально подготовленную поверхность – золотную подушку: она чистится и обезжиривается, чтобы фрагменты золота не прилипали. Затем золото режется острейшим золотным ножом, после чего наносится на резьбу без пропусков.

«Когда работаешь, зрение устает от бликов, и в такие моменты легко оставить пропуск. Важно еще, чтобы металл ложился ровно по всей плоскости. Есть разные способы золочения, но сейчас самый распространенный – это на мордан. Это специальный лак, который может длительное время сохранять клейкость. Лак удерживает листы золота. Они разглаживаются кистью и потом полируются искусственной (вискозной) ватой», – поясняет реставратор.

Топор

Топор у большинства ассоциируется с рубкой дров, но и здесь реставраторы ломают стереотипы и стены. А если сказать точнее, то очищают их от старой штукатурки и советского бетона, под которым кирпич превращается в труху. 

Женщина трудится наравне с мужчинами в качестве каменщика. Работа непростая: один кирпич весом 7 кг потаскать чего стоит. Но хоть и тяжело, по словам вологжанки, на работу она буквально летит. Камень – ее любимый материал.

Светлана окончила Вологодскую молочно-хозяйственную академию по специальности агроном. Свой трудовой путь начинала в колхозе «Родина», а затем освоила ландшафтные работы и занималась этим искусством 10 лет: разрабатывала проекты, устраивала дорожки, искусственные водоемы и клумбы.

Применила Светлана Николаевна свои знания и на территории храма в Ямской слободе, который посещала. «Хотелось у церкви красоту навести – я же ландшафтник. Водоотведение там сделали, отмостку. Отец Валентин работы курировал, там меня встретил в траншее и пригласил в свою бригаду», – делится Светлана.

Сейчас вологжанка участвует в реставрации Сретенской церкви на набережной Вологды. «Пока необходимо откопать стены от накопившегося за 300 лет слоя земли до фундамента. Фундамент укрепляем, делаем вычинку кирпича», – поясняет Светлана.

В статье описана лишь малая  часть тех инструментов, которые применяются в реставрации. 

Редакция cultinfo поздравляет с профессиональным праздником всех реставраторов, желая успехов в их нелегкой, но такой важной работе.

Теги: день реставратора
Алина Махлина