К сохранению фресок храма Иоанна Предтечи в Рощенье приступила вологодская реставрационная организация «Образ Севера». Работами руководит художник-реставратор высшей категории Ольга Соколова.

Каменная Предтеченская (на тот момент Алексеевская) церковь была заложена в 1710 году на месте сгоревшей во время грозы деревянной предшественницы.

Холодный храм, где в настоящее время ведутся работы, был расписан ярославскими мастерами в 1717 году. Исследователи предполагают, что возглавлял бригаду «знаменщик» Фёдор Игнатьев – один из ближайших помощников знаменитого ярославского изографа Дмитрия Плеханова, расписавшего Софийский собор в Вологде. А известный искусствовед Игорь Грабарь относил фрески церкви Иоанна Предтечи в Рощенье к лучшим образцам русской фресковой живописи XVIII века.

На стенах расположены сцены, посвященные житию Иоанна Предтечи, акафист Богородицы и отдельные композиции «Песнь песней». Привлекает внимание своей необычностью одна из композиций, где верующие изображены в виде свечей. Так художник метафорически представил свет веры в каждом из нас.

В храме сохранился пятиярусный иконостас, украшенный объемной позолоченной резьбой. Долгое время он не реставрировался, и резьба потеряла крепления, местами видны значительные утраты. В настоящее время подлинные иконы, располагавшиеся там, находятся в фондах Вологодского музея-заповедника, где для них созданы все условия музейного хранения.

Сейчас на иконостасе реставраторы выполняют противоаварийные работы: борются с пылевыми загрязнениями, проводят дезинфекцию, чтобы плесень не уничтожала отделку резьбы, закрепляют детали, укрепляют левкас (грунт, на который наносится краска) и позолоту.

Состояние настенной живописи Предтеченской церкви специалисты оценивают как аварийное. Повышенная влажность в помещениях приводит к появлению плесени и солевых отложений на фресках (некоторые фрагменты буквально «пузырятся»). Во многих местах красочный слой шелушится, и мелкие «чешуйки» темперно-клеевой живописи могут осыпаться даже от сквозняков. Кроме того, на стенах много паутины. При одном неверном движении она тянет за собой часть красочного слоя.

Задача реставраторов – продезинфицировать и укрепить отстающие фрагменты живописи.

«Работа на иконостасе и настенных росписях достаточно сложная и трудоемкая, требует особой осторожности с шелушащимся красочным слоем, терпения и профессионального мастерства при укреплении тонкой штукатурки, значительно отставшей от кладки. Большую работу приходится вести в нижнем регистре росписей, где кирпич впитал много влаги и начал разрушаться, бортовка («пояс» из штукатурного состава, помогающий закреплять отстающие от кирпичной кладки фрагменты) перестала работать. В результате живопись сыплется прямо на глазах. Мы делаем первые шаги в сохранении фресок храма после долгого отсутствия реставрации. Бригада специалистов не большая, но будем успевать до прихода холодов. При этом живопись еще предстоит исследовать, чтобы подтвердить дату создания», – рассказывает реставратор Ольга Соколова.

Выполнение противоаварийных работ на живописи позволит продолжить восстановление храма. Для сохранения памятника предстоит отвести лишнюю влагу со стен, устроить полы с подогревом, сделать благоустройство, а затем вернуться к комплексной реставрации уникальной живописи храма Иоанна Предтечи.

Теги: храм Иоанна Предтечи в Рощенье, реставрация
Алина Махлина, фото Ольги Соколовой

Новости по теме