Московский государственный академический камерный хор – Хор Минина – представит вологжанам две большие концертные программы на X Международном музыкальном Гаврилинском фестивале.
18 октября коллектив исполнит симфонию-действо «Перезвоны» композитора Валерия Гаврилина, а 19 октября примет участие в исполнении сценической кантаты «Carmina Burana» Карла Орфа вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Хоровой академической капеллой Вологды имени В.М. Сергеева, солистами Дамиром Садуахасовым (тенор), Жаргал Цырендагбаевой (сопрано) и Александром Сухановым (баритон). Дирижером концерта станет художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Антон Шабуров.
Оба концерта пройдут в зале Вологодского областного колледжа искусств.

Символично, что гаврилинские «Перезвоны» в Вологде, на родине композитора, исполнит коллектив, который 40 лет назад стал первым исполнителем этого произведения. Более того, сам замысел симфонии-действа, родившийся в середине 1960-х, а воплощенный в середине 1980-х (триумфальная премьера прошла 17 января 1984 года в Ленинграде), во многом обязан творческому общению Валерия Гаврилина с основателем и первым художественным руководителем Московского государственного академического камерного хора Владимиром Мининым. Сочинение было посвящено Минину и написано специально для его хора.
Сочинение в 20-ти частях для солистов, большого хора, гобоя и ударных, которое имеет подзаголовок «по прочтении Василия Шукшина», на тексты Валерия Гаврилина, Альбины Шульгиной, «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Дмитрия Лихачева, а также народные тексты, исполняется в редакции Хора Минина (переставлены местами фрагменты «Вечерняя музыка» и «Воскресенье»). По воспоминаниям знавших композитора людей, он допускал незначительную корректировку в порядке частей ради усиления драматического эффекта.

Вместе с хором симфонию-действо на сцене Вологодского колледжа искусств исполнят Николай Шарапов (чтец), Дамир Садуахасов (тенор), Эдуард Хохлачев (гобой), Олег Ширяев (дискант), ансамбль ударных в составе: Николай Конаков, Дмитрий Березин, Иван Левашев, солисты Хора Минина: Маргарита Петухова, Ольга Федорищенко, Евгения Сорокина, Юлия Золотарева, Светлана Лухманова. Дирижер – художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Тимофей Гольберг.
Начало 18 октября в 18.30, купить билеты можно онлайн на сайте Вологодской филармонии. 12+

В преддверии выступлений перед вологжанами о своем коллективе – прославленном Московском государственном академическом камерном хоре, перешагнувшем полувековой рубеж, – рассказывает нынешний руководитель хора Тимофей Гольберг.
Тимофей Юрьевич, какое место в репертуаре Хора Минина занимает творчество Валерия Гаврилина?
– «Перезвоны» Валерия Гаврилина можно по праву считать визитной карточкой Хора Минина. Это сочинение мы поем достаточно часто, но мне кажется важным дать возможность артистам соскучиться по музыке Гаврилина, что-то продумать, уточнить, обновить. Тогда сочинение воспринимается ещё более свежим и ярким.
На Гаврилинском фестивале в Вологде вы выступите дважды – исполните симфонию-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина и кантату «Carmina Burana» Карла Орфа, которая послужила для Гаврилина своеобразным стимулом к написанию его сочинения. В чем сходство и различие этих произведений?
– Между «Перезвонами» Валерия Гаврилина и кантатой Carmina Burana Карла Орфа действительно есть сходство. Во-первых, эти сочинения цикличны. Если говорить о Carmina Burana, то первый номер и финальный, двадцать пятый, в точности, нота в ноту повторяют друг друга, тем самым олицетворяя некий жизненный цикл или цикл природы. Похожая ситуация и в «Перезвонах» Гаврилина. Буквальных повторов нет, но у первого («Весело на душе») и последнего номера («Дорога») – схожие функции. Они – будто два локомотива, несущиеся навстречу друг другу. А между ними и заключены «перезвоны», то есть вся жизнь героя. Прежде всего, я бы отметил сходство в структуре этих сочинений. Можно сказать, что «Перезвоны» – это Carmina Burana по-русски. Я бы даже добавил, это – более глубокое сочинение о жизни и смерти, о пути русского человека, русского народа. Carmina Burana – более масштабное произведение: оно о пути всего человечества, планеты и даже Вселенной. Хотя и здесь есть цикличность – «от и до». В этом, мне кажется, и есть сходство сочинений Гаврилина и Орфа.
Хор Минина исполняет кантату Орфа как в сценическом, так и в концертно-филармоническом варианте. Какой прозвучит в Вологде?
– В этот раз в Вологде прозвучит классический, академический, концертный вариант кантаты Carmina Burana. Мне он близок, поскольку, я считаю, эта музыка – очень строгая, аскетичная, это как бы пиджак, который застегнут на все пуговицы.

Основатель, первый художественный руководитель хора Владимир Минин, как говорится в таких случаях, задал невероятно высокую планку. Как удается удерживать ее? Как выстроены Ваши взаимоотношения с Владимиром Николаевичем? Каким образом сегодня, в ином качестве – президента хора – он участвует в жизни коллектива?
– Нашему коллективу идет уже пятьдесят третий год. Главные составляющие долголетия – профессионализм, высочайшая требовательность к себе. Каждый певец должен следить за вокальной формой. Если что-то не так, артисту выделяется помощник, репетитор по вокалу – с дальнейшим отслеживанием вокальных проблем.
Хор Минина – это хор вокалистов, способных исполнять музыку разных эпох и стилей – от западного Возрождения и Барокко до русской хоровой классики, духовной музыки, произведений XX – XXI веков. Как правило, на одну сольную партию у нас несколько претендентов. Для того, чтобы исполнять такой огромный репертуар, нужны высочайшая подготовка и самодисциплина.
С 2019 года я отвечаю за художественное руководством хором, а Владимир Николаевич является президентом и верховным советником нашего коллектива. Он приходит на все значимые концерты хора, иногда бывает с нами на гастролях. Никогда не отказывает, когда я прошу его прийти на нашу репетицию или концерт. Это очень важно. Владимир Николаевич взлелеял мечту о хоре, создал коллектив и руководил им без малого полвека, а, когда пришла пора, передал его мне, можно сказать, оторвав от сердца. Отношение Минина к хору самое трепетное.
Философский вопрос, отчасти из серии «два в одном»: зачем хор современному музыканту, – и зачем он современному слушателю или зрителю, искушенному общим разнообразием музыкального предложения, богатством выбора? Итак, – зачем и о чем современный хор?
– Я думаю, что хор – это, прежде всего, разговор о братстве. Хор – это разговор о том, умеем ли мы слышать друг друга. Если артисты хора не слышат друг друга, то и двух фраз не споют. Мне кажется, хор – это некий прообраз общества, в котором есть солисты, более талантливые и более скромные певцы. Но это именно коллектив, команда, объединенная целью. Если все звенья этой команды четко выполняют свои задачи, «прилагая» сердце, тогда получается результат, за который не просто не стыдно перед публикой, а за который подчас, на особо удачных концертах, испытываешь чувство гордости: да, есть в нашей стране такое достояние, такой русский хор, который живет и держит планку уже шестой десяток лет.
Оба концерта Хора Минина в Вологде – симфония-действо «Перезвоны» В.Гаврилина и «Carmina Burana» К.Орфа – пройдут в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
Вся программа X Международного Гаврилинского фестиваля
Теги: Гаврилинский фестиваль, Хор Минина