20 ноября в галерее «Каретный сарай» города Серпухова откроется выставка заслуженного художника России Генриха Асафова (1940-2020).
Самородок из вологодской глубинки, получивший академическое образование, создал свой оригинальный стиль, своеобразно соединяющий традиции народного творчества, иконописи, достижений русского авангарда, избрав в самом начале своего пути близкую по судьбе тему северной деревни. И на протяжении всего творчества оставался верен образам крестьянского мира. Выставку в подмосковном Серпухове представляет Галерея Генриха Асафова GAAG. «Мы хотим показывать картины Генриха Асафова максимальному числу заинтересованных зрителей, будем и дальше этим заниматься. В 2025 году художнику исполнилось бы 85 лет, уже запланировано несколько выставочных проектов по этому поводу», – поделился сын Генриха Алексеевича – художник и архитектор Александр Асафов.
Биография Генриха Асафова, с одной стороны, может считаться закономерной для советского периода: люди из глубинки, из далекой провинции получали высшее художественное, музыкальное или литературное образование и становились заметными фигурами в советской и постсоветской культуре. С другой стороны, Генрих Асафов родился в 1940 году – и имел шанс просто не дожить до школьного возраста в силу военного времени. Но тем не менее, дожил, вырос и в 17 лет уехал учиться в Ярославль, где смог поступить в художественное училище и завершить обучение с рекомендацией в вуз, а уже после работы на Сахалине и службе в армии поступил в МГАХИ имени Сурикова и закончил мастерскую монументальной живописи, где руководила Клавдия Тутеволь – любимая ученица Александра Дейнеки.
После разъездов по стране художник вернулся в свой родной дом к матери в Вологодскую область и обнаружил, что дом пришел в запустение, а деревня выглядит одиноко: люди уезжают в города, с ними уходит весь крестьянский образ жизни, весь этот мир Русского Севера, который он помнил с детства. Чтобы обрести в жизни опору, Генрих Алексеевич был просто вынужден воссоздать этот мир в картинах и обратился к своим корням как к народному неисчерпаемому источнику художественных образов. С одной стороны, он вышел из крестьянской, сельской культуры, где запекали кровь бычка в тазу и ели как пироги, где он сам мог срубить избу топором или накосить стог сена, а с другой стороны – он стал частью закрытого московского художественного мира, с его представлениями о роли искусства в жизни общества и человека. Эти миры редко пересекаются, а в личности Генриха Асафова они соединились, и он понял, что образ малой родины, а через нее и большой Родины может быть им выражен предельно искренне, и люди это почувствуют.
Художник брал сюжеты народного быта и воплощал их в произведениях. На выставке в Серпухове будет представлена жанровая картина «К быку». О чем она? Двое крестьян – мужчина и женщина – ведут корову к быку. Казалось бы, обыденное мероприятие, но в русском крестьянском мире ничего не происходило просто механически, у всякого предмета или явления была духовная или мистическая, сверхдуховная сторона. Корову ведут к быку, чтобы появились телята, без телят у нее не будет молока, а молоко – это жизнь для этой пары и их детей. Поэтому для них это не простой поход к соседям, это вопрос жизни и смерти в какой-то мере, поэтому корову подготавливали, успокаивали, наряжали невестой – вплетали ей ленты в рога. Генрих Асафов подростком видел этот процесс, помнил волнение родителей, сам принимал участие в таких «обрядах». Он взял собственный опыт в основу художественного произведения – так возник сюжет, который ранее до него в мировой живописи не встречался. Искусство Генриха Асафова демонстрирует человека в его сложных, пограничных, часто предельных состояниях души, но это искусство всегда дает надежду.
«Родители Генриха Асафова были художниками ручного труда: мать – кружевница, отец – кузнец. Сам он владел мастерством монументального искусства, витража, мозаики. Обрел свой собственный стиль. Генрих Алексеевич говорил: «Я пишу о земле и о труженике на ней, я знаю эту тему и очень люблю». В 1970-е годы в поисках нравственного идеала он вернулся к своим корням и в творчестве обращался к иконописи, традициям народного искусства, достижениям русского авангарда. Все это получило отражение в картинах художника. Увидеть их можно будет до 12 января», – отметила директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Новак. Выставка «Философия цвета Генриха Асафова» откроется в Серпухове уже завтра, 20 ноября, по адресу: ул. Чехова, д. 87.