Сегодня, 19 апреля, исполнилось бы 85 лет самобытному и яркому художнику Генриху Асафову (1940 – 2020).

Он родился в семье кузнеца и кружевницы за год до начала войны и принадлежал к поколению детей, переживших Великую Отечественную в раннем детстве – в деревне Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области. Про себя он иногда говорил: «Я на Кубене родился, а в Вологде пригодился».

Художник временно жил в Ярославле, где учился в художественном училище (ЯХУ) вместе с Николаем и Генриеттой Бурмагиными, на Дальнем востоке (служил в армии), в столице, где окончил Московский государственный художественный институт им. В. И.Сурикова (факультет монументального искусства). Спустя три года после окончания вуза, в 1976 году, он вернулся на родину, порвав с московской богемной жизнью.

Из рассказов Генриха Алексеевича: когда он приехал к матери в деревню, во время долгой прогулки по реке Кубене он нашел подкову и монету. Художник посчитал это хорошим знаком. Так и началось его медленное возвращение к дому, земле и самому себе.

Художник всегда сознательно уходил от реалистичного изображения натуры, обобщая и даже монументализируя формы предметов, фигуры людей, пространство земли и неба. Об этом писали вологодские искусствоведы В. Воропанов, Л. Соснина, И. Балашова. Знаменитый Владимир Корбаков признавался: «Генрих Асафов – один их самых любимых художников».

Необычность письма Асафова отмечали и иностранцы. Одна такая история была рассказана журналистом А. Колосовым: «Как-то спросил невесть как оказавшегося у него в мастерской японского искусствоведа, что он думает о его работах, а потом долго над собой посмеивался: «Ну что он мне мог ответить? Вот уж учудил…» Японец приобрел две работы и заметил через переводчика, что Генрих на верном пути. Слова пустые, банальные, а работы выбрал самые любимые…»

Сам Генрих Алексеевич говорил: «Художник не должен делать, как в жизни. Он не фотограф. Главное самому себя не обманывать, свою душу… Я не боюсь, что меня кто-то не поймет…» (2001).

Так и вышло: себя художник не обманывал. Отвергая ненужное, двигался в творчестве к идеалу. Будучи из крестьян, влюбленный в деревенскую жизнь и сельского труженика (Земельян), он изображал нравственно и духовно богатого человека от сохи. И даже так в своих понятных и во многом мудрых стихах писал: «Земли родимой не любя, не сможем уважать себя».

Генрих Алексеевич отмечал, что его герой крепкий телом, выносливый и «головастый», то есть мудрый. И эти три составляющие, по мысли художника, и определяли суть крестьянского образа на картинах.

Творческий поиск Генриха Алексеевича, устремленность к поиску идеала на родине и жизнь в Вологде во многом поспособствовали сближению мастера с писателем Василием Беловым. А творчество писателей деревенской прозы питало его и помогало многие внутренние поиски ословливать (не случайно Г.А. Асафов не только кистью и с помощью мозаики выражал себя, но и писал статьи и стихи, о которых мало кто знает).

По воспоминаниям жены художника Марии Александровны Асафовой: «Имя Василия Ивановича я стала слышать чаще, когда стала женой Генриха Асафова. Он с большим уважением и любовью относился к самому Василию Ивановичу и к его произведениям. Он все книги читал. Белов тогда был большим авторитетом в Вологодской писательской организации.

Приехав из Москвы в 1976 году, Генрих с восторгом окунулся в вологодский писательский мир, увлекся темой деревни, земли, малой родины. Со многими писателями он встречался при разных обстоятельствах. Они обсуждали книги, события, спорили, писатели приходили к нему в мастерскую.

Первый раз Генрих встретился с Василием Ивановичем на 50-летии писателя в 1982 году. Это было грандиозное событие. Торжество проходило в Вологодском драматическом театре. Приехало тогда много известных писателей. Генриха тоже пригласили на юбилей. В то время он работал над портретом В. Г. Распутина и был рад увидеть его лично и понаблюдать за ним. Им было написано несколько портретов писателей, начиная с конца 1970-х: Николая Рубцова, Василия Шукшина, Василия Белова, Валентина Распутина. Писал по памяти – не с натуры. Все портреты сохранились в мастерской…»

Эти работы только однажды были показаны широкой аудитории в мемориальном музее-квартире Белова в 2018 году – еще при жизни художника. Именно тогда удалось многое узнать от Генриха Алексеевича и рассказать всем, кого притягивал свет его работ, а еще искренность выражения себя через этих художников сло́ва и той «нутряной» сути русского писателя.

Беловская книга «Лад» во многом помогла Генриху Алексеевичу на пути творческого самоопределения. По воспоминаниям Марии Александровны в 2024 году: «В 1982 году вышла хорошо иллюстрированная книга В.И. Белова «Лад». Она имела ограниченный тираж, но Генрих сумел достать, и для него она имела огромное значение. Он с ней просто не расставался… Генрих в книге «Лад» увидел свое родное детство, но еще так подробно описано – с большим знанием и тонкостями. Он в 1980-е как раз был в поиске темы, как художник, - что писать и как писать. Произведения Василия Ивановича помогали ему убеждаться и утверждаться в правильности своего пути: писать деревенскую жизнь, ее радости и трудности».

Много воды утекло с тех давних пор. Живет память о художнике, двери вологодской мастерской Генриха Алексеевича открыты для всех, кому любопытно искупаться в атмосфере асафовского творчества, пофилософствовать о стране Землянии и стремлении к идеалу, некогда найденном художником на своей малой родине.

Картины художника из мастерской путешествуют по стране. В этом году их показали на выставках в Серпухове, Вятке, Кирове. А произведения, переданные Асафовым при жизни в музеи, находятся в коллекциях Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, в галерее «Красный мост», в районных музеях – Вашкинском, Усть-Кубинском, Бабушкинском, а также в Дальневосточном художественном музее, в частных коллекциях за границей.

Теги: Генрих Асафов
Эльвира Трикоз

Новости по теме