Мозаичное панно «Гостеприимная Вологда» отреставрировали ученики Школы римской мозаики под руководством Александра Асафова.

«С нами связались и попросили обследовать мозаику на предмет возможной реставрации. Выяснилось, что утраты небольшие – около 3-4%, и в целом панно можно быстро восстановить до холодов. Я набрал команду, и мы приступили к реставрации. Потребовалось 30 дней с учетом обследования, подготовки материалов и работы», – рассказал Александр Асафов.

Для восполнения утрат реставраторы использовали антикварную советскую смальту, в том числе материалы, переданные из мастерской Бронислава Кураго.

Мозаика является последней советской (до распада СССР) работой художника, автора мозаичного триптиха на производственных цехах ВОМЗ, мозаичного панно в бывшем лагере «Изумруд» и др. «Гостеприимную Вологду» он создавал в 1990-91-х годах совместно с другим вологодским монументалистом Виктором Сысоевым. В каталоге работа датирована 1990 годом, однако судя по тому, что на панно изображен современный герб Вологды, реставраторы предполагают, что она завершена в 1991 году. При этом на эскизе, который был опубликован в каталоге автора в 2007 году видно, что герб еще советский, с лосём.

Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Смальта. Фото Школы римской мозаики Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Реставрация мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Мозаичного панно «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики Эскиз «Гостеприимная Вологда». Фото Школы римской мозаики

На изготовление панно площадью 100 кв. метров ушло более 90 тысяч кусочков смальты. Мозаика выполнена в особой технике по пустотелому рельефу.

«Эта техника была распространена среди выпускников Строгановского высшего художественного училища (сейчас – институт). Рельеф должен полностью соответствовать эскизу – замыслу художника, поэтому делается им лично. В случае с «Гостеприимной Вологдой» рельеф создавал Бронислав Антонович, а помогал ему Виктор Иннокентьевич. Производство мозаики заняло два года. Сначала на стену устанавливается и обтягивается сеткой металлический арматурный каркас. В это же время заготавливали смальту – на мозаику аэропорта ушло 2 тонны. Затем, в теплое время года, покрывают небольшой фрагмент оболочкой из бетона, оставляя внутри пустоты – вот почему рельеф пустотелый. Пока бетон не застыл, выкладывается смальта. И дальше – фрагмент за фрагментом, создаётся законченное произведение», – пояснил Александр Асафов.

Восстановленная мозаика еще долго будет радовать пассажиров. Сам вологодский аэропорт ожидает реконструкция. Уже заключен контракт на разработку проекта. По словам главы региона, в планах – увеличить длину взлетно-посадочной полосы с 1,5 до 2,5 тысяч метров и построить современный пассажирский терминал. При этом будут сохранены исторический облик нынешнего терминала и мозаика «Гостеприимная Вологда».

Теги: Александр Асафов, Бронислав Кураго, мозаика
Алина Махлина

Новости по теме