Виктор Гюго писал о зодчестве, как о форме письменности, где «илиады отливались в форму соборов». Каждое здание – это книга, но прочитать ее может не каждый. И хорошо, когда есть возможность спросить автора о том, что он хотел донести. Об идеях, заложенных в некоторых вологодских зданиях, рассказал cultinfo архитектор, член Союза архитекторов России (СССР) Александр Клешенкин, который в уходящем 2024 году отметил свое 70-летие.

Родом Александр Сергеевич из старого купеческого городка Чистополя, расположенного в 130 км от столицы Республики Татарстан Казани. В Вологду он приехал в конце сентября 1976 года, сразу после окончания архитектурно-строительного факультета Казанского инженерно-строительного института (сейчас Казанский государственный архитектурно -строительный университет). Еще во время учебы ему предлагали занять должность главного архитектора города в его родном Чистополе, но по распределению он отправился на Север.

Первым местом работы начинающего архитектора стал институт «Вологдагипроводхоз». На непрофильном месте работы молодой специалист задержался недолго и в марте 1979 года перешел в МКП № 1 – «Мастерскую комплексного проектирования №1» института «Вологдагражданпроект», где проработал более десяти лет, пройдя путь от старшего архитектора до главного архитектора проектов. В мастерской трудились выпускники из вузов Ленинграда, Нижнего Новгорода, Волгограда, Казани. Смешение архитектурных школ создавало интересную атмосферу творчества и обогащало ее.

Здесь Александр Сергеевич приобрел опыт проектирования как малых объектов, так и больших комплексов, вступил в профессиональный Союз, защитил проектные материалы и получил федеральную лицензию на право самостоятельной архитектурной деятельности, доверие и признание коллег. Хотя для архитекторов то время было непростым: в творчестве были введены существенные ограничения, как по объемным, планировочным решениям, так и по применяемым материалам. Местным проектным организациям оставалось лишь доводить до стадии строительства типовые проекты.

Для Александра Клешенкина одним из таковых стал проект Дворца культуры подшипникового завода. Для более яркого впечатления он решил сделать силуэт более активным – на фасадах, на парапетах и на колосниковой части ввести декоративные элементы, изменить козырьки. В настоящее время здание дворца понесло ряд утрат по независящим от авторов проекта причинам.

Еще одной из возможностей проявить свое творчество, хотя и в жестких рамках строительных норм и правил, становились пристройки соцкультбыта. Они могли быть встроенными, то есть соединяться со зданием внутренним проходом, или пристроенными, то есть не имеющими такого соединения. В них располагались магазины, пункты приёма стеклотары, пирожковые и т.п. В середине 70-х годов вышло постановление Правительства об экономии в строительстве, согласно которому разрешалась только пятипроцентная пристройка к жилому дому. То есть она должна была укладываться в сумму не более 5% от стоимости дома. В Вологде была идея делать пристройки соцкультбыта для каждого микрорайона города в своем узнаваемом стиле. Александр Клешенкин проектировал банк, продовольственные магазины, почту для Фрязиновского микрорайона.

«Если взять тот же магазин, с одной стороны, я опирался на соответствующие СНиПы. В них прописывались размеры витрин и другие параметры: например, магазину необходим загрузочный двор. С другой стороны, вносил и свое видение: для того чтобы сделать фасад интересным и привлекательным, добавил элементы, напоминающие контрфорсы, а витрины сделал с выступающими козырьками», – объясняет Александр Сергеевич.

Пристройки эти продолжают существовать и сегодня. Некоторые из них «мимикрировали» под торговые точки крупных сетевых магазинов, другие меняли свое назначение кардинально, становясь банками и поликлиниками, что искажало их продуманный облик.

Особого внимания и строгого соблюдения правил застройки требовала историческая часть Вологды. Например, нынешний торговый центр «Прага» (ул. Мира, 22) расположен в здании, которое было реконструировано после обрушения в 80-е годы. Исторический дом построил в первой половине XIX века купец Василий Коковашин. До революции здесь размещалась гостиница «Москва», а также библиотека общества «Просвещение», занимавшегося социал-демократической пропагандой. В советское время в доме было жилье и магазины.

«В 1980-е годы у здания обрушился задний фасад, но оставались целыми фасады по улице Благовещенской и улице Мира. Орган охраны памятников настаивал на неприкосновенности объекта. Но при самовольном ремонте здание обрушилось полностью. Обмерами объекта и воссозданием его исторического облика занималась наша мастерская», – рассказал зодчий.

Проект приспособления под пункт централизованной охраны на 1500 номеров для УВД Вологды он выполнил в составе группы архитекторов «Вологдагражданпроекта». Заказчики сначала хотели делать подземный ход от главного управления МВД до пункта охраны, но от этой идеи отказались из-за большого количества подземных коммуникаций.

В конце лета 1989 года Александра Клешенкина пригласили на должность главного архитектора института «Вологдаагропроект», сфера деятельности которого распространялась на объекты гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения области. Здесь одной из примечательных работ стала пристройка к зданию «Вологдаагропроекта» по улице Предтеченской. В настоящее время там располагается офисное здание банка. Его проектирование и строительство проходило в 1989-1993 годы. Раньше на этом месте стоял двухэтажный бревенчатый дом, и сначала орган охраны памятников требовал его восстановить или сделать здание наполовину каменным, наполовину деревянным, но будущее назначение пристройки (банк) исключало использование деревянных материалов. Однако дух истории все же старались максимально сохранить. «Идея пристройки заключалась в имитации ритма и масштаба средовой старинной застройки», – отмечает Александр Клешенкин.

При защите и согласовании проект отметил представитель главка Госстроя России. В своем заключении он указал на «интересный подход в объемном решении сооружения» и предлагал «распространить этот опыт посредством размещения в архитектурной профессиональной печати». И это не единственный объект архитектора, попавший на страницы прессы. Среди них: офисное здание «Вологдаоблагроинвестстроя» с банком по ул. Зосимовской, 19, коттедж в деревне Ульяновка Грязовецкого района.

Непредсказуемость экономики 90-х сказалась на крупных проектных организациях области и города, и многие специалисты переходили в частные фирмы. В этот период Александру ещё удалось разработать проект реконструкции и приспособления здания по ул. Зосимовской, 43 в частном порядке, воспользовавшись личной лицензией. Постройка была с интересом встречена жителями и заказчиком.

В 1993-2000 годах, работая в Проектно-Технический Центре, Александр Клешенкин участвовал в проектировании отделения Центрального банка по Вологодской области, где разработал несколько объектов. Несколько лет зодчий посвятил охране памятников, поступив на конкурсной основе в созданный в 2002 году отдел охраны объектов культурного наследия (ОКН) в Департаменте культуры Вологодской области. В дальнейшем в должности начальника отдела Александр Сергеевич участвовал в создании архитектурно-экспертного совета и лично участвовал в его работе. Рассмотренные на Совете проекты реставрации, реконструкции и приспособления, выданные решения и рекомендации позволяли в дальнейшем реализовывать проекты и восстанавливать историческую среду. Одним из примеров этой работы является завершение композиции здания Камерного театра Череповца, строительство правого крыла которого было остановлено в далеком 1914 году по причине начала Первой мировой войны.

После ухода из отдела, в 2006-2008 годах Александр Клешенкин работал над проектом реконструкции областного музыкального колледжа и осуществлял в процессе строительства авторский надзор.

Главной идеей реконструкции здания, на взгляд архитектора, было размещение декоративного тематического панно, ранее находившегося над кровлей вестибюля, в интерьере надстроенной части здания.

Вологодский колледж искусств до реконструкцииВологодский колледж искусствМонументальное мозаичное панно «Музыка» художника Валентина Малыгина и его ассистента Владимира Смирнова. Вологодский колледж искусствВологодский колледж искусствВологодский колледж искусствВологодский колледж искусствВологодский колледж искусств

Но главными были замена старых отделочных материалов на современные. «В концертном зале поменяли одежду сцены с учетом акустики. Архитектуру зала сохранили – только обшили новыми материалами, оставили экраны. Изменили отделку сценического пространства: задник сделали измельченным для обеспечения менее активного отражения звука, чтобы не возникало повторное отражение. С этой же целью в местах перехода задника в боковые стены установлены полуцилиндры на всю высоту. Для этого делались расчеты, выполнялись чертежи зала в плане, разрезе, чертились схемы с вариантами отражения звука, чтобы все это учесть», – рассказал Александр Сергеевич.

Макет реконструкции здания колледжа искусствМакет реконструкции здания колледжа искусствМакет реконструкции здания колледжа искусств3D модель концертного зала  колледжа искусств3D модель концертного зала  колледжа искусств

     По словам архитектора, при проработке объема здания возникли новые фасадные элементы. Например, лестницы на второй этаж, которые для улучшения восприятия и повышения пластики фасадного решения были установлены на опоры: чтобы стена не казалась такой монолитной, нужен был разрыв. «Я сделал архитектурный проект, рабочие чертежи, но контролировать производство работ не успевал из-за сильной загруженности. В результате есть отступления от проекта. Некоторые из них отрицательно сказались на эстетической составляющей здания, были нарушены пропорции. Например, слуховые окна, должны были быть большего размера и более рельефными», –отмечает Александр Клешенкин.

На открытии зала после ремонта выступал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. Маэстро тогда отметил, по словам директора колледжа Льва Трайнина, хорошую акустику зала.  

«Без идеи нет архитектуры», – считает Александр Клешенкин. Выражаться она может в обращении к формам прошлого или современного и не всегда её можно увидеть и понять. Но она всегда присутствует.   

Архитектурные решения диктуются окружающей средой и назначением здания, авторским взглядом, но это не отменяет поиска интересного и функционального решения. Формы здания рождаются на чертеже зодчего порой самым неожиданным или наоборот будничным образом. Иногда мысль подсказывает простое наложение нескольких калек с рисунком друг на друга, как случилось с мансардой офисного здания по улице Козленской, 43. Но самое главное в этом процессе – идея.

Александр Сергеевич не только творил сам, но и стоял у истоков становления дисциплины «Архитектура» в Вологодском политехническом институте. Долгое время в числе первых преподавал на кафедре архитектуры и передавал накопленный опыт молодым специалистам. Немало его выпускников стали известными вологодскими архитекторами и сейчас сами создают новую архитектуру. Среди учившихся у него: Юрий Блохин, Владимир Лукин, Александр Борисовский. 

Теги: архитектура
Алина Махлина, фото из личного архива Александра Клешенкина

Новости по теме